Жители старинного села Черемшанка, которое находится в живописной долине в горах Восточного Казахстана, недавно обнаружили — в сарае своего дома — уникальную картину известного британского художника. Работа датирована 1870 годом. Владельцы редкой находки — известные биологи и краеведы Олег и Ирина Логиновы.
В 1799 году в Риддерской волости Змеиногорского округа староверы основали селение Черемшанка. Жители села 29 сентября 2024 года отметили 225 лет со дня его основания.
В 1826 году, путешествуя по Алтаю, профессор Дерптского университета Карл Ледебург так описал Черемшанку, а также жизнь и быт староверов, населявших те места: «Деревня Черемшанка, в которой я переночевал, лежит у подножия горы Ульга-Уха, вершина которой, считая от уровня деревни, достигает приблизительно 600 футов.
Сама же деревня, по моему определению, находится на высоте 1436 футов над уровнем моря. Крестьяне занимаются здесь земледелием, скотоводством, а многие и пчеловодством. Некоторые крестьяне имеют свыше 200 ульев.
Излишек зерна крестьяне продают в хлебные магазины, из которых горнорабочие получают определенное — вполне достаточное для пропитания — количество муки по твердой низкой цене. Это, конечно, вполне гуманное установление, благодаря чему рабочие при повышении цен на хлеб совершенно не несут ущерба.
Местные лошади сильной породы, и у крестьян их помногу, так что благодаря подвозам руды, угля, леса и т.п. для нужд металлургических заводов крестьяне имеют только солидный доход. В окрестности Локтевского завода, куда я прибыл осенью, я спросил одного крестьянина, сколько у него лошадей. Он ответил: «Я одинокий человек, у меня их сорок». Но не везде такое обилие лошадей.
Немало у крестьян также рогатого скота и овец, хотя последних меньше. Пчеловодство было введено впервые в этом округе лет 50 назад, когда после двукратных неудачных попыток были в третий раз привезены сюда пчеловоды со своими ульями, с того времени пчеловодство получило такое широкое распространение, что сейчас в Горнозаводском округе насчитывается более 80 000 ульев. Во многих местах пчелы уже одичали и гнездятся в дуплистых деревьях и расселинах скал, так что казаки отыскивают их и собирают мед.
Здешний мед — отличного качества, почти совершенно белого цвета и очень ароматный, из него приготовляют кушанья или фруктовые конфеты, которые совсем не имеют обычного привкуса меда. Восковые соты настолько тонки и нежны, что мед по отношению к воску находится в пропорции 15:1.
Охота и рыбная ловля также доставляют крестьянам многих местностей некоторый доход. Крестьянские дворы объединены в селения; дворы частью образуют улицы, частью раскиданы в беспорядке.
Каждый крестьянский двор огорожен тыном и кроме упомянутого пригона для скота включает также несколько построек, одни из которых служат для жилья, другие — для хранения запасов. Жилая изба имеет обычно первый этаж без окон, или, если хотите, подвал, расположенный большей частью над землей.
Владельцы хранят там не только все необходимое для домашнего хозяйства, но, как мне говорили, и свои богатства — деньги, серебряную посуду и т.п. Так как собственно жилье находится над первым этажом, то в него поднимаются по высокому крыльцу, которое обычно бывает посредине дома.
По обе стороны его располагаются две жилые комнаты, а иногда бывает и третья. Одна из комнат, снабженная большой печью, служит одновременно и кухней, и жильем для большинства членов семьи.
В другой комнате живет глава семьи со своей женой, а в соответствующих случаях эта комната предоставляется гостям (если только она не служит специально этой цели, что обычно практикуется в селах, в которых благодаря их расположению близ тракта останавливаются многие проезжающие).
В этой комнате в большинстве случаев господствует чистота: не только пол и вся обстановка в ней вычищены добела, но и деревянные стены. Все крестьянские избы снабжены дымоходами, поэтому комнаты не чернеют от копоти и имеют приветливый, уютный вид; вдоль стен укреплены деревянные скамьи, стол, изредка стул; в одном углу комнаты или на одной из ее стен на известной высоте висит полка с иконами.
Около печи белой занавеской отгораживается большое пространство, где стоит либо кровать, либо ткацкий стан, за которым работает хозяйка дома (здесь же хранятся шубы и другая одежда). В комнате зачастую есть небольшой шкаф, в котором хранятся стаканы, чашки (из фарфора, фаянса) и т.п.
Стол покрыт белой скатертью, без которой не подают на стол, и где-нибудь всегда висит чистое полотенце. В большинстве изб застеклены окна, хотя кое-где встречаются (правда, редко) вместо стекла бумага, рыбья кожа или хлопчатобумажная материя.
Крестьяне при всем своем гостеприимстве не очень охотно принимают иностранцев, поэтому не в каждой избе можно остановиться на ночлег, зато в любом селении стоит специальная изба, в которой комнаты сдаются внаем и где всегда принимают приезжающих.
Чужеземцу, приезжающему в это селение и желающему остановиться в нем на более или менее короткое время, тотчас же предоставляется лучшая комната, в которой он становится уже полным хозяином.
Нужно только терпеливо сносить любопытство, которое часто проявляют хозяин, его семейство и другие крестьяне, являющиеся посмотреть на путешественника. Особенно часто такие случаи бывали со мной, потому что я прибыл из дальних мест.
При отъезде чужеземца обычно дружески приглашают в будущем еще побывать у них. Такое гостеприимство — тем большая заслуга местных крестьян, что они по своим религиозным убеждениям неохотно имеют дело с инаковерующими людьми и даже считают непригодной для еды и питья свою посуду после того, как ею с их разрешения пользовался чужестранец.
Они в большинстве принадлежат к старообрядцам и в царствование императрицы Екатерины II были отправлены сюда на поселение. Живется им очень хорошо, как видно из сделанного выше описания их благосостояния, и число жителей здесь сильно увеличивается».
В 1950 году в Черемшанке открыли цех по производству юрт. В селе также работал комбинат, который выпускал схожую с артельной продукцию — там клеили корзинки, стулья, другую мебель и отправляли в город.

В 1976 году началось строительство черемшанского Дома культуры с залом на 600 посадочных мест. На праздновании 225-летия у въезда в село, на знаменитом черемшанском рынке, гостей встречал не менее знаменитый фольклорный ансамбль "Кержачки". Звучали частушки, посетителей угощали дарами природы.

По свидетельству Олега и Ирины Логиновых, которые, кстати сказать, сами уже много лет пишут картины и недавно открыли в Доме художника свою творческую мастерскую, находка старинной картины, как чудо, случилась в новогоднюю ночь в их загородном доме в Черемшанке.
Картины самого Олега Логинова есть в частных коллекциях Чингиза Айтматова, Максима Зверева, Олжаса Сулейменова и других отечественных и зарубежных писателей, его страница в «Инстаграм» @artirbislo. В Усть-Каменогорске вскоре планируется открытие выставки картин Олега Логинова в музее искусств. Талантливый человек, знаток снежных барсов, бывший сотрудник алматинского зоопарка и автор Стратегии сохранения снежного барса в Казахстане издал в соавторстве с супругой Ириной несколько бестселлеров о снежных барсах. Также Олег является знатоком живописи.
Краевед Олег Логинов рассказывает, что Проперт был широко известен в художественных кругах как хороший гравер и знаток искусства. Его дом по адресу: Глостер-Плейс, 112, Портман-сквер, был наполнен прекрасными образцами веджвудского фарфора, бронзовыми изделиями и ювелирными украшениями. Ему приписывают заслугу в возрождении интереса к миниатюрной живописи в Англии. Собранная Пропертом прекрасная коллекция миниатюр была распродана в 1897 году. В 1887-м он опубликовал «Историю миниатюрного искусства, заметки о коллекционерах и коллекциях», а в 1889-м составил иллюстрированный каталог выставки портретных миниатюр в Берлингтонском клубе изящных искусств.

Как могла картина известного английского живописца попасть в глухое таежное село на Алтае, остается загадкой. Как считают супруги Логиновы, картину могли привезти из-за границы в подарок англичанину Лесли Уркварту. До революции 1917 года он владел риддерскими рудниками и был ценителем искусства.

Черемшанка богата артефактами. Так, в черемшанской школе до недавнего времени существовала настенная живопись известного художника, члена Союза художников Казахстана и России Анатолия Куклина. Он работал главным художником Казцинка и оформил школу прекрасными рисунками.
К сожалению, после ремонта они не сохранились.
Анатолий Куклин был мастером миниатюры и даже участвовал в Международной выставке миниатюр в Торонто. Его друг, тоже известный главный художник бывшей черемшанской птицефабрики Владимир Нетисов, оставил большое культурное наследие, картины, книги, фотографии, архив. Именем Нетисова названа одна из улиц в Черемшанке.
Краеведы Логиновы обнаружили в Черемшанке несколько редких видов животных и растений. Это рыжая форма кукушки, которую выкармливали приемные родители маскированной трясогузки. Известны единичные случаи, когда именно этот вид трясогузки выкармливал кукушонка.
Встретили также вид южной кольчатой горлицы. Внук Ярослав увидел редкую сибирскую чечевицу. Птиц трудно фотографировать, но Ярославу это удалось. И самое главное — они собрали уникальные сведения о встречах снежного барса в окрестностях Черемшанки и Риддера. Снежные барсы в Глубоковском районе встречались и раньше, об этом когда-то писал в своей книге известный зоолог Покровский.
Поселок Черемшанка имеет большие перспективы для развития экологического туризма, так как здесь интереснейшая флора и фауна. В этой местности проходит миграционный путь многих птиц. Бедвотчеры мечтают приехать сюда, чтобы увидеть кукшу, горного дупеля и синего соловья. В свое время ботаников из Голландии (Нидерланды) привлекли яркие цветы, которые в народе называют царскими кудрями. А знаменитый ботаник Ледебур в 1826 году вывез из Черемшанки и окрестностей в Европу для Дерптского ботанического сада 160 подвод с саженцами наших дикоросов, от которых произошли многие культурные сорта.

Ирина Логинова, которая училась и работала на кафедре ботаники Томского университета, рассказала о еще одном знаменитом исследователе, побывавшем в Черемшанке. Карл Ледебур — немецкий ученый, педагог и путешественник на русской службе. Автор первого полного описания флоры сосудистых растений России, основатель первой в России школы флористов-систематиков, член-корреспондент Петербургской академии наук обнаружил отсутствие единого руководства по системе растений России, в частности оставалась малоизученной флора Сибири. А в Черемшанке и окрестностях ему постоянно встречались прекрасные алтайские цветы в их полном великолепии. Он открыл здесь несколько новых видов, которые назвали его именем.

Месторасположение села Черемшанка в казахстанском Алтае, жизненный уклад и быт его жителей привлекают сюда туристов, искателей приключений и незабываемых ощущений. Здесь время останавливается, тихо и мирно течет сельская жизнь, добродушные и гостеприимные жители не торопясь соотносят свою жизнь с вечностью и приглашают посетить свое село, чтобы окунуться в природное разнообразие региона и хорошо отдохнуть от городской суеты.
Фото из семейного архива Логиновых и открытых источников
