Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Умный разговор об умных городах
ПолитикаМеждународные отношения

Умный разговор об умных городах

Зачем наследный принц Абу-Даби приезжал в Казахстан

Наследный принц Абу-Даби шейх Халид ибн Мохаммед ибн Заид Аль-Нахайян по приглашению казахстанской стороны посетил с официальным визитом Астану. В рамках его пребывания на высшем уровне обсуждались вопросы укрепления стратегического партнерства между Казахстаном и ОАЭ, взаимодействие в политической, экономической и инвестиционной сферах. А еще Арабские Эмираты пообещали построить в Казахстане ветровую электростанцию.

Дипломатические отношения между Казахстаном и ОАЭ были установлены 1 октября 1992 года. Более чем за 30 лет они развивались на основе конструктивного взаимодействия и взаимной поддержки. В 2005 году в Астане было открыто посольство Арабских Эмиратов, в 2006-м — посольство РК в Абу-Даби. 

Напомним, что Касым-Жомарт Токаев с официальным визитом в Арабские Эмираты приезжал в 2020 и 2023 годах плюс совершил туда рабочие поездки в 2022 и 2023 годах. Тогда как со стороны Эмиратов президент ОАЭ шейх Мухаммад ибн Заид Аль-Нахайян приезжал в Казахстан летом 2018 года. 

Что касается наследного принца шейха Халида ибн Мохаммеда ибн Заида Аль-Нахайяна, то, по мнению зарубежных политологов, он представляет новое поколение руководства страны, активно участвующее в стратегических реформах. За его плечами — два университета США, у него степень бакалавра искусств и доктора военных наук, а на протяжении почти 10 лет он занимал ряд высоких должностей в сфере национальной безопасности. В марте 2023 года был назначен наследным принцем Абу-Даби и председателем Исполнительного совета эмирата.

Казахстан и ОАЭ имеют серьезную договорно-правовую базу, которая состоит более чем из 100 документов, которые регулируют почти все направления двустороннего взаимодействия. Это договоры о торгово-экономическом сотрудничестве, поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, передаче осужденных лиц, а также о правовой помощи по гражданским и коммерческим делам. 

Кроме того, Казахстан и ОАЭ активно координируют позиции в рамках международных организаций, выступая за принципы суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. При этом ОАЭ последовательно поддерживают внешнеполитические инициативы Астаны, в том числе СВМДА, Съезд лидеров мировых и традиционных религий, а также деятельность Исламской организации продовольственной безопасности. Не случайно шейх Халид во время своей приветственной речи отметил, что «Казахстан является страной, которая играет значимую роль в нашем регионе». После чего поздравил Президента РК с Днем защитника Отечества и с Днем Победы. 

— Эти даты отражают силу народа Казахстана, и мы также выражаем благодарность вашим ветеранам, — подчеркнул наследный принц Абу-Даби. Добавив, что «сотрудничество между двумя странами стабильно растет на протяжении последних лет в сферах энергетики, транспорта, логистики, цифровой инфраструктуры. А еще ОАЭ готовы сотрудничать с Казахстаном в сфере логистики, в том числе в развитии аэропортов и цифровой трансформации».

— Наше партнерство в цифровой трансформации будет продвигаться с новым сотрудничеством в развитии искусственного интеллекта, суперкомпьютеров, а также услуг по умным городам. В стратегических сферах мы будем продолжать финансирование и работу над новыми направлениями и рынками. Мы бы хотели также отметить важность развития агрокультуры и продовольственной безопасности. Мы видим сильное партнерство и хорошие возможности для продвижения, поскольку Казахстан нацелен на устойчивое развитие, продвижение технологий и инноваций совместно с видением ОАЭ, — предложил шейх Халид, имея ввиду, в частности, и продвижение возобновляемых источников энергии, а именно — возведение ветряной электростанции в Жамбылской области мощностью 1 гигаватт и аккумулятора мощностью 300 мегаватт с емкостью 600 мегаватт часов. 

Однако не все эксперты согласны с данным предложением. Так, по мнению некоторых из них, ветряки не так уж безобидны в плане экологии, как их выставляют. Лопасти опасны для птиц, шум пугает животных, вынужденных покидать привычный ареал обитания, а производство и последующая утилизация пришедших в негодность лопастей требует много ресурсов, сводя на нет крохотный эффект сокращения углеродного следа. 

Тем более что там есть пункт о том, что казахстанская сторона должна компенсировать инвестору любые возросшие издержки, в том числе и при строительстве конкурирующих проектов и увеличении стоимости земли. А еще казахстанская сторона не должна будет допускать возведения каких-либо проектов или строительства по соседству, которое может повлиять на поток ветра, используемого для производства электроэнергии.

Однако другие специалисты полагают, что проект между Правительством Казахстана и компанией Masdar может стать крупнейшей совместной инициативой двух государств в сфере зеленой энергетики в Центральной Азии. К слову, данная компания наравне с несколькими другими является активным инвестором, участвуя в проектах по возобновляемой энергетике, цифровизации и логистической инфраструктуре. Так, с 2005 по 2023 год валовый приток прямых инвестиций из ОАЭ в РК достиг 3,7 миллиарда долларов. То есть Объединенные Арабские Эмираты входят в десятку крупнейших иностранных инвесторов в экономику Казахстана. 

Действительно, экономика является одной из ключевых точек двусторонних отношений, и в 2024 году объем товарооборота между Казахстаном и ОАЭ достиг 277,4 миллиона долларов. Однако в ходе нынешних переговоров было высказано намерение довести эту цифру до 1 миллиарда долларов. 

Напомним, что ОАЭ экспортируют в РК трубную продукцию, двигатели, нефтепродукты, а также фармацевтику и товары легкой промышленности. Тогда как Казахстан поставляет в Эмираты серебро, инертные газы, баранину и бобовые. Не так давно добавились такие позиции, как казахстанские яхты, удобрения и прокат стали. 

И да, в 2019 году с казахстанского космодрома Байконур в космос был отправлен первый космонавт из ОАЭ, что позволило положить начало двусторонней истории развития сотрудничества в космической сфере. 

Остается добавить, что по итогам нынешнего визита на высшем уровне было подписано 10 документов, плюс на полях бизнес-форума «Казахстан — ОАЭ» было подписано девять коммерческих соглашений, которые коснулись в основном торговли, логистики и строительства.

Читайте в свежем номере: