(Окончание. Начало по ссылке)
Решением Дональда Трампа в первый же день его второго президентства также стала насторожившая многочисленных получателей поддержки от США 90-дневная заморозка всей их иностранной помощи, кроме Израилю. Как объяснил Трамп, это необходимо для анализа актуальности, соразмерности и результатов этой помощи, которая наверняка будет сокращена. В этой мотивировке Трамп оказался созвучен требованиям Касым-Жомарта Токаева жить по средствам и затянуть пояса на расширенном заседании Правительства РК по итогам 2024 года.
У нас легально орудует «преступная организация»?
Чем закончится расследование новой администрации США их помощи другим странам, наверняка в тревоге ожидают и казахстанские грантоеды. Бесконтрольность, непрозрачность и противоречие ценностям казахстанского общества деятельности в республике получателей иностранной государственной и частной подпитки — больная тема уже много лет, с 1990-х. В 2022-2023 годах сайты Qmonitor.kz и Turanpress.kz опубликовали обширные, многочастевые, возможно, самые полные критические исследования неправительственных организаций (НПО) и лиц, получающих финансирование из-за рубежа в Казахстане. Кстати, вторым названием к НПО почему-то прилипло НКО — некоммерческие организации, хотя фактически они еще какие коммерческие и требующие от клиентов оплаты за малейшую услугу.
Среди наиболее известных таких НПО — НКО с многолетней биографией в РК Казахстанское международное бюро по правам человека (КМБПЧ), радио «Азаттык» (звено американского радио «Свобода»), фонд «Адил соз», бывший фонд «Сорос — Казахстан», переименованный в 2023 году в экспертно-аналитический хаб CAPS Unlock (Central Asian Policy Studies), Национальный фонд в поддержку демократии (NED), Freedom House Kazakhstan («Дом свободы Казахстана») и другие организации общим количеством более 200. По словам Дархана Калетаева в его бытность министром общественного развития РК, их поддержка на 70 процентов представляет собой финансовый поток из США, в том числе санкционированный Конгрессом и Американским агентством по международному развитию (USAID).
В начале текущего февраля глава нового, созданного Трампом Департамента эффективности государственного управления (DOGE) Илон Маск на своей странице в соцсети X назвал USAID «преступной организацией». «USAID — преступная организация, пора ей умереть, — написал Маск. — Знаете ли вы, что USAID, используя ваши налоговые доллары, финансировало исследования биологического оружия, в частности COVID-19, убивший миллионы людей?».
Как сообщил телеканал CNN, этому жесткому заявлению предшествовала просьба сотрудников DOGE получить доступ к секретным документам USAID. Им отказали. Но после увольнения из-за этого отказа директора отдела безопасности USAID Джона Вурхиза и его заместителя DOGE все-таки получил доступ к конфиденциальной информации агентства, в том числе отчеты на основе данных разведки.
Выводы Qmonitor.kz и Turanpress.kz совпадают: большинство финансируемых из-за рубежа НПО под лозунгами о демократии и защите прав человека фактически нагнетают и дестабилизируют социально-политическую обстановку в Казахстане и требуют тщательного государственного анализа с привлечением не зависимых от государства и от грантоедов специалистов. И не только НПО, но и правительственный Центр поддержки гражданских инициатив (ЦПГИ). Он был создан десять лет назад для поиска и поддержки кандидатов на получение отечественных дотаций способной молодежью, но прибрал к рукам и отбор претендентов на иностранные гранты.
К истории вопроса
К повышению прозрачности получателей зарубежных грантов Казахстан сделал шажок в 2023 году, когда в лице Минфина обнародовал их реестр. В нем фигурировали 165 организаций и персон. От них и сочувствующих документ вызвал взрыв негодования и обвинений государства в нарушении демократии и прав человека. Между тем перечень стал хотя и робкой, но успешной попыткой республики в наведении порядка в распределении безвозмездных долларов и евро. Но неудачным усилиям добиться в этом деле прозрачности и справедливости уже более десяти лет.
Например, конфузом закончилась в 2015 году попытка принять законодательные нормы о запрете в стране пропаганды ЛГБТ, чем занимаются многие грантоеды. Тогда Казахстан боролся за право проведения зимней Олимпиады-2022 с Китаем. Именно это соперничество повлияло на то, что уже одобренные сенатом названные нормы так и не были приняты. Конкретно — письмо около 30 бывших и действующих спортсменов главе Международного олимпийского комитета (МОК) Томасу Баху.
«В свете стремления Казахстана принять зимние Олимпийские игры 2022 года и недавнего рассмотрения им законодательства, запрещающего «пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации», мы призываем МОК вновь заявить властям Казахстана, что дискриминация по признаку сексуальной ориентации несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению, — говорилось в том письме теннисистки-лесбиянки Мартины Навратиловой и остальных авторов. — Мы были чрезвычайно горды тем, что руководство МОК внесло поправки в принцип 6 Олимпийской хартии, включив в него сексуальную ориентацию, и верим, что эти изменения в принципах укрепят олимпийское движение для будущих поколений. Настало время призвать Казахстан и любую другую страну, желающую принять у себя игры, претворить эти принципы в жизнь».
«Выбор правительства Казахстана принять этот закон точно такой же, как российского правительства принять закон против геев перед Олимпиадой (в Сочи. — Прим. автора), — комментировал письмо Милки Уорден, директор по связям с общественностью известной двойными стандартами правозащитной организации Human Rights Watch. — МОК должен ответить на решение правительства пренебречь одним из основных олимпийских столпов недискриминации».
Как уж там отреагировал Томас Бах, называвший олимпийскую заявку Казахстана очень серьезной, неизвестно. Факт в том, что почти принятые законодательные нормы о запрете в Казахстане пропаганды ЛГБТ были отброшены. Но вопреки этому прогибу перед Западом право на проведение зимней Олимпиады-2022 получил не Алматы, а Пекин.
В 2015 году также заглох и законопроект об иностранных агентах, инициированный Гражданским альянсом Казахстана (ГАК). «Я категорически против финансирования иностранными компаниями, потому что зарубежные деньги — лицемерие и двуличие, — говорил в прессе президент ГАК Нурлан Еримбетов, ранее входивший в наблюдательный совет фонда «Сорос — Казахстан» и знающий механизм раздачи грантов изнутри. — Я хочу, чтобы те же финансы, которые участвовали в зарубежном потоке, выдавались здесь».
Вообще таинственным образом в 2024 году исчезли пункты об уголовной ответственности за пропаганду ЛГБТ хотя бы среди детей из законопроекта и затем Закона РК «О масс-медиа». «Эта поправка не вошла, — сообщил журналистам вице-министр культуры и информации Канат Искаков. — Я не знаю почему, это же инициатива депутатов. В окончательном законе, за который проголосовали депутаты, этой нормы нет».
Ничем закончилось также прошлогоднее рассмотрение быстро собравшей на официальном портале E-Petition.kz более 50 тысяч подписей под народной петицией «Мы против открытой и скрытой пропаганды ЛГБТ в РК!». «В обсуждении столь важной для общества петиции приняло участие большое количество казахстанцев, чьи мнения по поставленным вопросам разделились, — сообщала министр культуры и информации Аида Балаева. — В состав рабочей группы вошли 45 человек, представляющих целые страты нашего общества. Это представители заинтересованных государственных органов, депутаты Парламента РК, общественные объединения, эксперты и все заинтересованные стороны».
По словам Балаевой, рабочая группа учла весь спектр мнений, предложений и аргументов, научно-исследовательских материалов и обращений по предмету петиции, представленных международными и казахстанскими НПО. «И тем не менее данной работы недостаточно для окончательного решения по петиции, — отметила министр. — Исследования и обсуждения показали, что мы должны продолжить масштабную работу в этом направлении, досконально изучить вопрос, выработать реальные механизмы его регулирования. Для этого требуется время».
Слова, слова и словопрения, и нет им ни конца, ни края.
![ЮСАИД 1.jpg](https://np.admin.appstrakt.world/uploads/Yu_SAID_1_79d5a9a302.jpg)
Запад верен двойным стандартам
Давным-давно и в Казахстане пора принять полноценный закон, который бы четко отражал отношение республики и к иностранному влиянию, и к чуждому казахстанскому народу ЛГБТ, и к другим дестабилизирующим отечественный социум сообществам. Они помалкивают, что в этом смысле РК взяла бы пример не столько с России, Кыргызстана и Грузии, где подобные законы приняты в 2012-м и 2024 годах вопреки воплям Запада и внутренней оппозиции, а с Америки. В США первые требования к иностранцам и зарубежным организациям появились в 1912 году. А действующий поныне закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA) принят в 1938 году и с тем пор трижды корректировался.
Под FARA подпадают все организации и физические лица, которые действуют в политических интересах иностранного влияния. Они обязаны регистрироваться в списке, который ведет Минюст США. Согласно его критериям, иноагентами считаются те, кто вовлечен в политическую активность на территории страны; занимается консультированием в области политики и связей с общественностью; оказывает информационные услуги; собирает и распределяет деньги (фандрайзинг).
FARA требует, что, если субъект действует от иностранного имени и получает за это деньги, он должен первым делом уведомить об этом государство. Находящиеся в списке иноагентов лица должны раз в полгода отчитываться Минюсту США о своих доходах и указывать в собственных информационных сообщениях, что их распространяет иностранный агент. Тем, кто не зарегистрировался, за другие нарушения грозят штрафы или тюремное заключение.
Причем тюрьма за нарушение FARA — реальная практика американского судопроизводства в отношении даже VIP-персон. Например, в 2005 году в рамках FARA за сбор и передачу Израилю конфиденциальной информации 12 лет тюрьмы получил иноагент Американо-израильского комитета по общественным связям Ларри Франклин. В 2018-м начальника штаба во время первой избирательной кампании Трампа Пола Манафорта суд приговорил к шести годам заключения, а его заместителя Рика Гейтса
— к 45 суткам в каталажке, штрафу 20 тысяч долларов и трем годам испытательного срока. В том же году за нарушения FARA получила 18 месяцев реального срока россиянка Мария Бутина.
Аналогичные законы приняты в Австралии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Украине и многих других странах. И, безусловно, их главный интерес в данном случае не налоговые поступления, как неуклюже объяснял отечественный реестр грантополучателей из-за рубежа Минфин РК, а идеологические соображения, чего там, как в Казахстане, никто не стесняется.
«Мы видим, что определенный круг лиц, СМИ, институтов проводят курс в интересах, скажем так, грантодателей, — рассказывал в прошлом году кыргызстанскому медиа Skeptik.kg политолог Данияр Ашимбаев. — И этот курс нацелен не просто на оппонирование, как пытаются представить, для развития демократии и ее защиты, а конкретно в целях продвижения деструктивной повестки». В частности, ряд СМИ и некоторые так называемые лидеры общественного мнения стали открыто раскачивать в последние годы тему казахстанско-российских, казахстанско-китайских и даже казахстанско-узбекистанских контактов. Они под разными надуманными предлогами стараются вбить клин в добрососедские отношения.
«Мы видим, что задачей является не продвижение демократии и защита прав человека, а конкретная дестабилизация внутриполитической ситуации в стране, — подчеркивает Ашимбаев. — И понятно всем, что, спровоцировав конфликт в Казахстане, хотят дестабилизировать страну и регион в целом, одновременно втянув в него Россию, Китай, Узбекистан — наших основных соседей. Ясно, что такого рода политика становится конкретной угрозой национальной безопасности. Понятно, что Запад демонстрирует здесь двойные стандарты: чтобы быть страной «демократической», мало свободы выборов, законов. Должно быть наличие внешнего информационно-политического контроля со стороны Запада». По мнению Ашимбаева, в том или ином виде закон об иноагентах безусловно нужен и Казахстану. В первую очередь для того, чтобы общество не только догадывалось, а точно знало, в чьих конкретно интересах и на чьи деньги публичная личность либо СМИ формирует свою информационную повестку.
Между тем и 2025 год начался с дежурных обвинений Казахстана с Запада в недемократичности и нарушении прав человека. В частности, упомянутая американская организация Human Rights Watch (HRW) в своем отчете за 2024 год требует от республики упразднить «реестр иностранного финансирования» и воздержаться от рассмотрения закона об иностранных агентах, а также любых других мер, направленных на ограничение работы гражданских организаций, активистов и СМИ. Запад в своем стиле и остается верным двойным стандартам. Перед ними снова возьмем под козырек?