Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
«Пора уйти от стереотипа, что мы конкуренты»
ПолитикаМеждународные отношения

«Пора уйти от стереотипа, что мы конкуренты»

О новых трендах в сотрудничестве Казахстана и Узбекистана

Наш южный сосед по региону Узбекистан переживает за всю историю своего существования третий ренессанс, начало которого связывают с приходом к управлению страной Шавката Мирзиеева. За последние девять лет страна заметно улучшила свои основные экономические показатели и стала заметной в позитивном ключе на мировой арене.

О том, как эта центральноазиатская республика будет на новом этапе строить свое сотрудничество с соседями по региону, в первую очередь с Казахстаном и Афганистаном, — в беседе нашего корреспондента с Чрезвычайным и Полномочным Послом Узбекистана в Казахстане Бахтиером Ибрагимовым

— Господин посол, начну нашу беседу с события, которое имело большой резонанс в казахстанском обществе. Узбекистан в сентябре текущего года заключил сделку с США стоимостью более восьми миллиардов долларов по покупке 22 самолетов Boeing 787-9 Dreamliner. Тем временем Казахстан заключил сделку по покупке 300 локомотивов американской компании Wabtec стоимостью в 4,2 миллиарда долларов, что почти вдвое уступает по стоимости сделке узбекской стороны…

— Хороший вопрос, и мне хотелось бы дать некоторые разъяснения, так как СМИ, будучи рупором новостей, формируют мнение и настроения гражданского общества. Во-первых, не стоит политизировать ситуацию. Настало время уйти от сложившегося стереотипа о некой конкуренции между нами. Сегодня и Узбекистан, и Казахстан работают вместе на благо всей Центральной Азии как два лидирующих государства, два локомотива в регионе с точки зрения экономики.

Поэтому полемика о конкуренции должна уйти в прошлое. Мы должны работать сообща, а не конкурировать друг с другом. Что касается конкретного восьмимиллиардного контракта, то он экономически обоснован, и речь идет о долгосрочной перспективе, а не разовой поставке.

На земле уже давно имеет место бум в авиационной промышленности. И многие заказы на авиалайнеры сдвигаются по срокам. В мире две крупнейшие авиастроительные корпорации — Airbus и Boeing, которые сформировали большой портфель заказов на несколько лет вперед. И Узбекистан сможет получить эти 22 «Боинга» не одномоментно, а по согласованному графику — начиная с 2031 года в течение последующих десяти лет — параллельно расширению маршрутной сетки национального авиаперевозчика, соответствующей наземной инфраструктуры обслуживания и туризма. И эта сделка с «Боингами» рассчитана, как я уже сказал выше, на предстоящие десятилетия.

Второй момент, о котором я хотел бы упомянуть: флот авиаперевозчика Air Astana превышает 60 самолетов разной модификации, а пассажирский флот госкомпании Uzbekistan Airways состоит из 43 бортов. И даже если бы сегодня эти 22 самолета были одномоментно поставлены национальному перевозчику, мы бы только сравнялись по размеру флота с Air Astana.

Хочу добавить, что сегодня авиационные администрации работают над расширением маршрутной сети. Пятнадцать лет назад между Астаной и Ташкентом было всего два рейса в неделю, и этим количеством спрос спокойно покрывался. Сегодня между двумя столицами осуществляется 14 рейсов в неделю, и средняя загрузка рейса стабильно превышает показатель в 80 процентов. И даже мне, послу, иногда бывает проблематично приобрести билет в Ташкент, настолько высок спрос среди авиапассажиров на этом направлении. Все это — наглядное доказательство того, что контакты между двумя соседями активизируются.

— Если говорить о сотрудничестве и задаче по сохранению дальнейшего роста экономики, то хотела бы затронуть новую тему в повестке наших стран — это атомная энергетика. Как известно, в мире все больше и больше стран отдают предпочтение АЭС. В Центральной Азии Узбекистан первым принял решение о строительстве АЭС на своей территории. Казахстан — чуть позже. Но эксперты уже предупреждают о дефиците урана при высоком спросе в мире. Обе наши республики имеют собственные запасы этого сырья, но хватит ли их на ближайшие 20-25 лет?

Согласно данным МАГАТЭ, Узбекистан занимает 10-е место в мире по разведанным и подтвержденным запасам урана и входит в пятерку-шестерку крупнейших производителей сырья. Ежегодный объем добычи урана у нас составляет около 3,5-4 тысяч тонн. К 2030 году этот показатель удвоится и составит примерно семь тысяч тонн. Но основная добыча ведется на месторождениях, которые были открыты еще во времена Советского Союза. Поэтому сейчас ведется активная геологоразведка в партнерстве с ведущими мировыми компаниями в этой сфере.

Так, госкомпания «Навоийуран» заключила инвестиционные соглашения с французской компанией Orano (ранее Areva) и японской компанией Itochu Corporation. Такие лидеры, да еще в таком важном направлении, как разведка и добыча урана, не будут вкладывать немалые инвестиции без предварительной оценки недр.

Поэтому по доказанным запасам в горизонте 10-15 лет у нас ожидается истощение запасов. Но с точки зрения наличия перспективных месторождений и залежей мы чувствуем себя достаточно комфортно.

Помимо этого, сейчас наши профильные ведомства активно ведут диалог на предмет организации совместных работ по поиску и разработке новых месторождений урана на территории третьих стран. Так что впереди новые открытия.

Продолжая тему энергетического сотрудничества, хочу спросить о поставках российского газа в Узбекистан. В чем проблема? Закончились запасы своего газа или российское сырье из-за санкций поменяло свое направление с Запада на Восток?

— Я бы также не политизировал тему реверса по газопроводу Средняя Азия — Центр. По образованию я экономист, поэтому склонен на все перемены смотреть с экономической точки зрения. Да, ранее Узбекистан был экспортером газа и поставлял сырье по газопроводу Средняя Азия — Центр в центральные районы бывшего СССР и на юг Казахстана. На пике добыча голубого топлива в республике составляла 60-65 миллиардов кубических метров в год.

В 2017 году, когда под руководством нашего президента Шавката Мирзиеева в Узбекистане начали осуществляться экономические реформы, размер нашей экономики в номинальных цифрах составлял 49 миллиардов долларов, а сейчас, десять лет спустя, этот показатель вырос более чем в два раза и по итогам 2025 года ожидается в диапазоне 125-130 миллиардов долларов, в том числе и за счет запуска новых производств.

Плюс еще один важный фактор: на момент обретения независимости численность населения в стране составляла 20 миллионов человек. Сегодня — почти 40 миллионов. Плюс в 2022 году в Узбекистане была аномально холодная зима. Все это вкупе и привело к росту энергопотребления.

Газовые месторождения, открытые еще в годы Советского Союза, сегодня уже на стадии истощения. А первые годы независимости были сложным временем для многих стран региона, тогда было не до геологоразведки, которая требовала немалых вложений.

С 2016 года государство стало направлять значительные средства на проведение геологоразведки, но даже на том же плато Устюрт не было получено положительных результатов. Поэтому нам пришлось начать импортировать газ. Был проведен детальный анализ ситуации, а затем принято решение провести переговоры с российскими и казахстанскими партнерами по использованию в реверсном (обратном) направлении газопровода Средняя Азия — Центр. 

Предстояла большая работа по восстановлению и ремонту некоторых участков газопровода, по замене насосов и агрегатов, чтобы поменять направление движения потоков сырья. Поэтому мы благодарны России, которая для нас была и остается историческим и экономическим партнером. Мы также признательны нашим казахстанским партнерам за то, что они в короткое время смогли наладить, провести все пусконаладочные работы и обеспечить беспрепятственный транзит российского газа в Узбекистан. 

По итогам прошлого года объем поставок российского газа в Узбекистан составил около пяти миллиардов кубометров. В текущем году ожидается на уровне семи-восьми миллиардов, а в перспективе есть договоренность довести объемы реверса до 11 миллиардов кубометров газа.

Что касается поиска новых месторождений газа в самом Узбекистане, то впервые в истории страны геологоразведочные работы проведены на глубоких скважинах (6500 метров), и мы дошли до пласта, который имеет перспективные запасы. 

Плато Устюрт расположено на территории нашей страны, сопредельной к Мангистауской области Казахстана. В мае 2025 года между АО «Узбекнефтегаз» и национальной компанией «КазМунайГаз» было заключено Соглашение по совместной разведке, разработке и добыче на месторождениях газа на приграничных территориях двух стран.

Давайте теперь поговорим о вашем соседе с юга — Афганистане. Несмотря на то, что многие страны мира так и не признали правительство Талибана, Узбекистан, напротив, активно сотрудничает с нынешним афганским руководством.

— У нас есть такая поговорка «Если у соседа хорошо, то и у тебя будет хорошо». Важно понимать, что в Афганистане на протяжении как минимум 40-45 лет продолжается внутренний конфликт. Поэтому три, если не больше, поколения афганцев «не играли в игрушки». Спокойствие и благополучие в этой стране для нас имеет первостепенное значение как с политической точки зрения, так и с экономической. Поэтому Узбекистан провозгласил подход «Не изоляция, а интеграция Афганистана в общие экономические процессы». Дав нашему южному соседу в руки экономические стимулы, в долгосрочной перспективе можно будет помочь им решать и социальные вопросы. 

Наши взаимоотношения с Афганистаном носят многосторонний характер. По итогам прошлого года товарооборот между нашими странами превысил миллиард долларов США. Надо признать, что правительство Талибана выполняет свои обязательства по заключенным с ними контрактам, оплаты идут без задержек. И сегодня стоит задача в краткосрочной перспективе довести объем товарооборота до трех миллиардов долларов США, то есть увеличить в три раза.

Новыми направлениями нашего сотрудничества с Афганистаном стали энергетика и освоение богатых и еще нетронутых недр этой страны. В ноябре 2024 года узбекская компания Eriell КАМ подписала контракт на долгосрочную разработку газового месторождения Ту-Ти-Майдан, расположенного в афганских провинциях Джаузджан и Фарьяб. Проект, рассчитанный на 10 лет, предполагает инвестиции в размере около одного миллиарда долларов, на первом этапе узбекские вложения составят 100 миллионов долларов. Ожидается, что месторождение обеспечит газом внутренние потребности Афганистана и позволит самому вырабатывать электроэнергию.

Помимо этого, мы строим новую высоковольтную ЛЭП, чтобы увеличить мощность подачи электроэнергии из Узбекистана и тем самым обеспечить 100-процентное покрытие потребностей в электроэнергии Кабула и северных провинций Афганистана. 

Также подписаны соглашения на проведение совместной геологоразведки по поиску месторождений газа, нефти. Что касается редкоземельных металлов, то уже известно, что недра Афганистана таят в себе много открытий. Наши соответствующие министерства и компании — в активном диалоге с афганскими партнерами. 

Еще одна новая сфера нашего сотрудничества — это реализация проекта Трансафганской железной дороги, которая пройдет по территории трех стран — Узбекистана, Афганистана и Пакистана. Если сегодня посмотреть на геополитическую карту, то Узбекистан — это страна, которая так же, как и Казахстан, при всех богатствах и возможностях, имеет континентальную замкнутость, удалена от открытых морей. Этот железнодорожный маршрут интересен и Казахстану. И нам есть где и в чем объединить наши усилия с казахстанскими партнерами.

Читайте в свежем номере: