Бывают эссе, которые, несмотря на лапидарность, вызывают массу эмоций, размышлений и ассоциаций. А бывают многословные опусы, после которых только жалеешь о потраченном на их чтение времени.
Перекличка через десятилетия
Под заголовком «Тяга на Запад» сайт nomad.su 22 ноября опубликовал точку зрения казахстанского политолога Данияра Ашимбаева на процесс, известный всей читающей публике. Текст невелик, его легко воспроизвести полностью, что и делаем.
«Постсоветское пространство после распада Союза душой, телом и экономикой устремилось на Запад. Проблема в том, что мы стремимся не на реальный Запад, а на виртуальный, созданный давно ушедшей политической реальностью, пропагандой и собственным воображением.
Остатки того Запада пропали еще при Клинтоне, и в реальности мы получили неоконсервативный империализм и либеральную цензуру, которые могут признавать ценностями только лица и институты, сидящие на западном финансировании, и олигархат, адаптированный к соответствующей финансовой системе.
Но европейский или американский вектор в целом повис в воздухе. Тяга осталась, а сакральный «правильный» Запад пропал. Это в какой-то степени оправдывает и веру в Трампа, который хочет свое (и наше) MAGA (Make America Great Again — «Сделаем Америку вновь великой» — политический лозунг и движение избранного президента США Дональда Трампа. — Прим. авт.). Но, кажется, поезд уже ушел, и новая администрация вряд ли сможет дать что-то больше иллюзии. Западный идеал останется «идейным», но вряд ли падет совсем. Иллюзии всегда устойчивее реальности».
Первое, что приходит на ум после оценки Ашимбаева, — известная песня, которой в 2025 году исполнится 40 лет. В ней всего четыре куплета, поэтому приводим ее стихи тоже полностью.
Когда умолкнут все песни,
Которых я не знаю,
В терпком воздухе крикнет
Последний мой бумажный пароход.
Гудбай, Америка, о,
Где я не был никогда,
Прощай навсегда,
Возьми банджо,
Сыграй мне на прощанье.
Мне стали слишком малы
Твои тертые джинсы,
Нас так долго учили
Любить твои запретные плоды.
Гудбай, Америка, о,
Где я не буду никогда,
Услышу ли песню,
Которую запомню навсегда.
Смычка интуиции с идеологией
Эти стихи написал солист рок-группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов, впервые исполнивший композицию в 1985 году. У нее три названия: «Последнее письмо», «Прощальное письмо» и «Гудбай, Америка». Последнее — народное, которое, по легенде, невольно дала… американка, попросившая Бутусова исполнить эту песню, назвав ее Good-bye, America, во время концерта «Наутилуса» в США. Мегапопулярной на постсоветском пространстве песня стала в 2000 году после выхода на экраны картины режиссера Алексея Балабанова «Брат-2», где композиция звучит дважды. С высоты сегодняшних дней и песня, и фильм кажутся пророческими.
«Я не слишком осознавал, о чем пишу, — вспоминал позже Бутусов. — Все было каким-то интуитивным. Мои чувства были такими: в далекие годы Америка воспринималась мной как некая другая планета или миф, придуманный нами самими от незнания, как там живут люди».
В этом и совпадение между Ашимбаевым и Бутусовым. Разница лишь в том, что политолог сегодня объяснил процесс через призму идеологии, а композитор, поэт и певец в интуитивно-творческом порыве опередил логику и реальность на десятилетия.
Иллюзорность благоденствия США ощущали много лет назад выдающиеся классики американской и мировой литературы Гарриэт Бичер-Стоу, Марк Твен, О. Генри (Уильям Портер), Теодор Драйзер, Олдос Хаксли, Эрнест Хемингуэй, Роберт Пен Уоррен и другие великолепные писатели. Кто читал их, тому еще легче понять, что имеет в виду Бутусов в песне и Ашимбаев в эссе. Это давно настигшее певца и, по мнению политолога, поныне актуальное расставание с иллюзиями о главном символе Запада и Западе в целом. На что способны лишь сильные духом, те, кто трезво воспринимает государство США таким, каким оно было, есть и неопределенно сколько еще будет — беспредельщиком в своем фанатичном «Америка превыше всего».
Мятый пар
Ашимбаеву хватило для выражения своей позиции менее тысячи знаков. А вот бывшему премьеру Казахстана Акежану Кажегельдину в опубликованном в тот же день, 22 ноября, интервью российской оппозиционной «Новой газете» потребовалось для ответов минимум 40 000 знаков без объема заданных вопросов. Но это именно тот случай, когда жаль потраченного на чтение времени.
Впечатление от интервью бывшего главы казахстанского Правительства, выраженное двумя словами на журналистском жаргоне, — мятый пар. Не в силах продублировать огромную публикацию, обозначим ее суть тезисно.
Кажегельдин поддерживает Касым-Жомарта Токаева в возврате больших денег, выведенных за рубеж отечественным олигархатом, в том числе членами семьи Нурсултана Назарбаева. Но жестко критикует Правительство РК за слабую работу в этом направлении и предлагает свою личную помощь.
Самый короткий анекдот после избрания Трампа президентом США: обувные магазины в Европе работают 24/7.
Подобно многим европейским деятелям, бывший премьер РК «переобулся» перед Дональдом Трампом, называя его избирательную кампанию «великолепной», а программу на будущее «абсолютно четкой». Хотя ранее отзывался о Трампе неоднозначно. Например, в 2016 году в интервью той же «Новой газете», доверяясь публикациям западных СМИ, Кажегельдин связывал Трампа с отмыванием денег бывшего акима Алматы Храпунова, осужденного в Казахстане заочно на 17 лет тюрьмы.
Экс-премьер заверяет, что не составляет политической конкуренции Токаеву и не будет баллотироваться в Президенты РК в 2029 году. Но намерен стать консультантом «подходящего» кандидата в третьи президенты Казахстана, и «мы обязательно победим».
Кажегельдин однозначно за АЭС. И из претендующих на ее возведение в Казахстане Китая, России, Франции и Южной Кореи считает лучшим для республики партнером КНР. Это далеко не единственный в интервью прозрачный намек экс-премьера на его желание, чтобы РК дистанцировалась от РФ. В сентябре 2022 года в интервью Deutsche Welle Кажегельдин высказался без экивоков: «Я желаю победы Украине и политического поражения нынешнему руководству Российской Федерации. Потому что его политика угрожает всем, в том числе моей стране».
Как и двадцать, и десять, и пять лет назад, экс-премьер РК пребывает в прозападной позиции. При этом он не сказал в интервью «Новой» практически ничего нового. Затронутые Кажегельдиным темы мяты-перемяты казахстанскими, российскими, западными авторами.
Главный же вопрос: неужели и он находится во власти иллюзий, не замечая произошедших в мире перемен и сморщивания западной доминанты как шагреневой кожи? Ни в коем случае! Ну хотя бы потому, что Кажегельдин — умный человек. Он как никто знает, что за все приходится платить. И его, скажем так, неискренность в интервью «Новой» — очередной взнос экс-премьера за возможность спокойно жить в Лондоне. Он же умный и прекрасно видит, что происходит на Западе с вольнодумцами.
Достаточно напомнить быструю капитуляцию минувшим летом перед французскими спецслужбами сооснователя Telegram Павла Дурова. Как Кажегельдин в Казахстане, так и Дуров «не сошелся взглядами» с российскими властями и эмигрировал. Не на Запад, а в Эмираты, полагая себя «гражданином мира», но предусмотрительно разъезжая лишь по неевропейским странам, включая Казахстан.
И все бы ничего, да утратил миллиардер Дуров в свои 39 лет бдительность и полетел отужинать с дамой в Париж. Там-то его — уже в аэропорту — и взяли под белы рученьки, и отправили в кутузку, где за Пашу взялись всерьез. А он тоже парень умный, поэтому быстро сдал свое детище с потрохами. Сиречь коды доступа и контроля над контентом Telegram. Что означает конец свободы слова в этом мессенджере и крах общественной репутации Павла, которому в прошедшем октябре стукнуло 40.
Многоопытный Кажегельдин, которому Дуров годится в сыновья, похожей ошибки не допустит. Экс-премьер отлично понимает, какими для него могут быть последствия, выскажись он о ситуации в мире и вокруг Казахстана откровенно. А ну как не понравится это британским властям? А ну как они велят своим гэбэшникам «поправить» осмелевшего иммигранта Кажегельдина? Кто знает, чем обернется. Именно поэтому экс-премьер РК уж четверть века как лег под Запад и не дергается, исправно отрабатывая индульгенцию от него.
Напоследок информация к размышлению. Вячеславу Бутусову, когда он сочинил и впервые спел «Гудбай, Америка», было 24 года, Данияру Ашимбаеву сейчас 48 лет, а Акежану Магжановичу Кажегельдину — 72 года. Это к молве о том, что с возрастом человек мудреет. Развитый ум и мудрость — не одно и то же.