Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Безосновательные обвинения
ПолитикаМеждународные отношения

Безосновательные обвинения

Лимиты и потребности Казахстана в нефти

Обвинения в адрес Казахстана о том, что из-за превышения страной добычи нефти сверх квот в рамках ОПЕК+ не имеют под собой оснований, считают российские и казахстанские эксперты.

Без паники, господа!

На любые заявления ОПЕК+ не надо реагировать столь панически, заявил в рамках видеомоста на площадке Sputnik-Казахстан российский эксперт Борис Марцинкевич.

«Многочисленные комментарии в ряде зарубежных СМИ о том, что в падении мировых цен на нефть во всем виноват Казахстан, — это абсурд», — сказал Марцинкевич.

При этом он напомнил, что Казахстан, время от времени превышая объемы добычи нефти, предписанных соглашением ОПЕК +, никогда не отказывался от этого и всегда твердо обещал компенсировать превышение и сдерживал свои обязательства.

Аналогичного мнения придерживается и казахстанский эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов.

«Разговоры о «наказании» Астаны за превышение квот ОПЕК+ — это уже перегиб. Несколько дней некоторые зарубежные СМИ активно разгоняли слухи о том, что, мол, Саудовская Аравия намерена наказать Казахстан за превышение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и что Казахстан с позором выгонят из ОПЕК+. Если честно, уже начинает немного раздражать», — заявил в интервью «НП» Жумагулов.

Российский аналитик Марцинкевич отметил, что любые прогнозы по ценам на нефть могут не оправдаться в наше стремительно меняющееся время.

«В мае страны ОПЕК+ приняли решение увеличить добычу нефти на 411 тысяч баррелей в сутки. Казахстану теперь разрешат нарастить производство до 1,5 миллиона баррелей в сутки (в мае — 1,48 миллиона баррелей в сутки)», — напомнил российский аналитик.

По мнению Марцинкевича, возможно, война пошлин, затеянная США, может сыграть на уменьшение экономической активности и на падение цен на нефть, а может запрет по покупку иранской нефти, напротив, взвинтить цены на сырье. Словом, цены на мировом нефтяном рынке могут измениться в любой момент. Следующая встреча ОПЕК + назначена на 1 июня текущего года.

Казахстан — нефлексибельный производитель

Аналитик Нурлан Жумагулов объяснил причины добычи нефти республикой сверх квоты в рамках ОПЕК+.

«В марте текущего года Казахстан действительно «перебрал» и вместо положенных 1,469 миллиона баррелей в сутки добыл 1,79 миллиона. Но это менее одного процента от общего объема ОПЕК+. Причем Минэнерго официально признало превышение и пообещало компенсировать до весны 2026 года», — напомнил Жумагулов.

Он пояснил, что такая ситуация отнюдь не саботаж, а технологическая инерция таких крупных проектов, как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, которые нелегко «открыть и закрыть». А добыча на малых месторождениях — это потребность поставок на крупные местные НПЗ для обеспечения ГСМ внутри Казахстана, а не для экспорта на мировые рынки. 

Для сравнения эксперт привел в пример невыполнение другими странами своих обязательств в рамках ОПЕК+. Так, Ирак регулярно не укладываются в квоты, причем в гораздо больших объемах. А Казахстан всегда признает ошибки и предлагает решения. По словам Жумагулова, Казахстан — нефлексибельный производитель.

«Нефлексибельный означает в переводе с английского «негибкий». Это означает, что Казахстан не может оперативно увеличивать или сокращать добычу нефти в ответ на внешние сигналы, такие как решения ОПЕК+, изменения цен или спроса», — подчеркнул собеседник.

Это, по его словам, связано с технологическими ограничениями: месторождения вроде Тенгиза и Кашагана требуют постоянного поддержания пластового давления. Простое «закрытие клапана» может вызвать технические риски и повреждения инфраструктуры.

Во-вторых, не следует не забывать, что долгосрочные контракты на нефтедобычу в Казахстане заключены с такими международными компаниями, как Chevron, Exxon, Eni и другими, поэтому любое отклонение от плана требует сложных процедур согласования.

«Игра в санкции или давление может ударить по всем», — подчеркнул он.

В-третьих, Казахстан в отличие от стран Персидского залива не имеет крупных резервных мощностей или хранилищ, чтобы «переложить» добычу на потом. Вопрос о необходимости строительства новых хранилищ поднимается давно, но, по словам эксперта, никаких подвижек пока нет.

«В итоге весь негатив про превышение квот Казахстаном уже выходит за границы разумного. Его стало очень много, это похоже на какой-то информационный заказ», — резюмировал Нурлан Жумагулов.

Минэнерго Казахстана сделало официальное заявление после публикации в зарубежных СМИ.  

«Министерство энергетики Казахстана считает необходимым прокомментировать появившиеся в СМИ сообщения, интерпретирующие возможную корректировку уровня добычи нефти в стране как результат внешнего давления и категорически опровергает подобные заявления. Министерство энергетики Казахстана высоко ценит сотрудничество с партнерами в рамках соглашения ОПЕК+ и считает этот формат важным инструментом для обеспечения стабильности мирового нефтяного рынка»,  — отмечается в официальном заявлении. 

В документе также говорится, что Казахстан подтверждает свою приверженность соглашению ОПЕК+ и будет продолжать выполнять все принятые обязательства, внося свой вклад в стабильность глобального энергетического рынка.

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: