На прошедшем в Казани саммите БРИКС Казахстан и еще 12 стран получили официальный статус государств-партнеров объединения. В их числе член НАТО Турция, а также Беларусь и Узбекистан.
Утверждение новой категории стран-партнеров БРИКС стало одним из ключевых событий на саммите, отметил Президент РФ Владимир Путин 24 октября. Статус предполагает более плавную интеграцию без ущерба эффективности, а также позволяет государствам не принимать обязательства по абсолютно всем компонентам БРИКС.
Выступая на саммите в формате «БРИКС плюс», Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о твердом намерении страны активно участвовать в работе организации для достижения устойчивого и безопасного развития. «БРИКС обладает огромным потенциалом к развитию и объединяет государства разных континентов, укрепляя солидарность и эффективно используя совместные возможности на благо всех участников, — считает глава Казахстана. — БРИКС обладает как ресурсами, так и опытом для построения будущего, основанного на принципах совместного процветания, взаимного уважения и партнерства».
По мнению Президента РК, многосторонние усилия БРИКС гармонично дополняют деятельность ООН. «Принципы дипломатии и диалога, заложенные в Уставе ООН, стали основой повестки БРИКС, способствуя мирному урегулированию конфликтов и укреплению стратегической стабильности, — отметил в своем выступлении на саммите Касым-Жомарт Токаев. — Мы высоко оцениваем концепцию России по созданию равной и неделимой безопасности в Евразии, направленной на снижение геополитической напряженности через укрепление взаимного доверия и сотрудничества. Казахстан поддерживает инициативу Китая в области глобальной безопасности, нацеленную на сохранение международной стабильности, защиту суверенитета, использование многосторонних подходов и мирное разрешение конфликтов. Казахстан в целом поддерживает мирный план Китая и Бразилии по Украине».
Президент РК также отметил динамичный рост торговли Казахстана со странами БРИКС, объемы которой в 2023 году составили половину внешнеторгового оборота страны. К перспективным направлениям для взаимовыгодного партнерства, как было сказано в выступлении, относятся такие сферы, как торговля и инвестиции, IT-технологии, критические минералы, продовольственная безопасность, образование и туризм.
Особое внимание Касым-Жомарт Токаев уделил укреплению взаимодействия в транзитно-транспортной сфере. В первую очередь в рамках инициативы «Пояс и путь», Международного транспортного коридора Север — Юг и Транскаспийского международного транспортного маршрута. Глава Казахстана также отметил необходимость формирования надежных партнерских отношений в рамках «БРИКС плюс» для укрепления энергетической безопасности и преодоления таких последствий изменения климата, как дефицит воды, экстремальное повышение температуры и опустынивание.
Получение Казахстаном статуса партнера БРИКС стало большим шагом для страны, отметил Посол Казахстана в России Даурен Абаев в разговоре с корреспондентом ТАСС. «Для начала мы получили статус государства-партнера БРИКС, — сказал он. — Это уже большой шаг». При этом Абаев обратил внимание на критические публикации в СМИ после того, как Казахстан воздержался от подачи заявки на полноценное членство. «По этому поводу были определенные, подчеркну, беспочвенные инсинуации в СМИ», — напомнил посол. Он уточнил, что Астана готова поддержать все продуктивные инициативы объединения, отвечающие национальным интересам Казахстана. Республика желает укреплять продуктивный диалог с организацией. Прошедший в Казани саммит БРИКС дипломат назвал несомненным успехом России.
В преддверии саммита пресс-секретарь Президента Казахстана Берик Уали сообщил, что Астана временно воздержится от подачи заявки на вступление в объединение. Он уточнил, что отказ связан с многоступенчатым процессом рассмотрения кандидатов, а также с «другими моментами, связанными с перспективами развития БРИКС».
Прошедший в Казани XVI саммит БРИКС вызвал широкий резонанс в Центральной Азии. Многие официальные лица и наблюдатели активно обсуждают его итоги. В целом складывается впечатление, что исчезли прежнее напряжение и предвзятое отношение к форуму как к чему-то формальному, навязанному свыше «старшим братом».
В Казахстане экономисты и политические обозреватели, комментируя итоги саммита, отмечают, что Казахстан видит в БРИКС возможность укрепить свои позиции как регионального хаба и привлечь новые инвестиции. В частности, эксперт Бауыржан Аукен в интервью для The Astana Times отмечает, что Казахстан намерен активно развивать проекты с БРИКС для улучшения инфраструктуры и привлечения инвестиций в цифровые технологии и биотехнологии.
В своем телеграм-канале депутат Парламента РК и политический обозреватель Никита Шаталов опубликовал пост по итогам прошедшего саммита. «Наш отказ вступать в БРИКС был воспринят в российском информационном поле слишком болезненно, — пишет он. — В самом нежелании вступать в организацию нет ничего антироссийского. Казахстан при этом ни в коем случае не будет отказываться от взаимодействия с БРИКС и будет поддерживать активности, которые будут соответствовать нашим национальным интересам и помогут поддерживать взаимоотношения с нашими стратегическими партнерами».
Политолог Марат Шибутов также проанализировал прошедшее мероприятие в телеграм-канале. «БРИКС, что бы ни придумывали в России, вовсе не является объединением с доминирующей ролью РФ, — считает политолог. — Доля России там по ВВП — семь процентов, а по населению — четыре процента».
На самом саммите в Казани неоднократно говорилось о том, что БРИКС — это содружество равноправных суверенных государств со своими спецификой и национальными особенностями, что в организации изначально нет лидера. Политолог Данияр Ашимбаев отмечает: «В БРИКС нет единого центра управления, потому что все страны объединения обладают равными правами без чьей-то гегемонии. Даже в готовящейся платежной системе нет единого центра принятия решений: она будет привязана к национальным платежным системам стран».
В целом очевидно, что Казахстан стремится диверсифицировать свои внешние связи, не полагаясь исключительно на одно международное объединение. Статус партнера позволяет стране сотрудничать с БРИКС, не ограничивая возможности взаимодействия с другими глобальными и региональными игроками.
Полномасштабное членство в БРИКС может требовать определенных политических и экономических компромиссов. А статус партнера позволяет Казахстану сохранять большую автономию в своих внутренних и внешних решениях. В том числе привлекать инвестиции и технологии из стран БРИКС без необходимости выполнения всех требований участника организации.