— Мы не говорим, что РК или любая другая страна должна выбрать Россию или Китай в качестве своего торгового партнера. Не заставляем вас делать этот выбор. Мы вас просим вести торговые отношения с нами. Хотим, чтобы вы сделали именно этот выбор, — заявил Министр МИД Великобритании Дэвид Кэмерон в разговоре с казахстанским коллегой Муратом Нуртлеу во время своего двухдневного визита в Астану.
Эти слова, пожалуй, могли бы послужить камертоном всего сказанного британским Министром иностранных дел во время его очередного визита в столицу Казахстана. Накануне приезда в Астану он побывал в соседних республиках Центральной Азии — Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане. На очереди — Туркмения и Монголия. Страны входят в недавно созданный формат С5+1, в отношении которого у Великобритании, как оказалось, далеко идущие планы.
В первую очередь это касается Таджикистана, для которого в последнее время обострились вопросы трудовой миграции, связанные с РФ. Полтора миллиона постоянно перемещающихся в поисках заработков в сторону России сограждан правительству в Душанбе теперь нужно куда-то трудоустраивать. И потому подписание соглашения о воздушном сообщении между Великобританией и Таджикистаном вполне может стать неким подспорьем. Причем для обеих сторон, поскольку до военного конфликта РФ с Украиной большинство сезонных рабочих в Британию приезжало оттуда.
Более того, желающим изучать английский язык Дэвид Кэмерон пообещал содействие и удвоение финансирования стипендий, которые позволяют студентам из различных стран обучаться в центральных британских университетах. Что касается учителей английского языка, то им будут предложены специальная программа и стажировка в Великобритании.
Все это в очередной раз подтверждает прямые и косвенные намеки британского правительства на заинтересованность «приобретения» человеческого капитала. Можно даже сказать, это сродни привлечению высококлассных специалистов в Силиконовую долину в США. Конкуренция? Возможно. Однако в Узбекистане уже сегодня эксперты начали отмечать приоритет английского языка над русским, который долгое время был в числе первых по изучению. Во всяком случае, для трудовых мигрантов точно.
Между тем заметим, что подобные предложения были заготовлены у министра иностранных дел Великобритании и для всех остальных государств, которые он посещал во время своего центральноазиатского турне.
Правда, в отношении Казахстана к этому добавилось еще и подписание меморандума об открытии курсов казахского языка в Оксфордском университете. Чего, к слову, не было сделано ни для одной другой страны во время нынешнего посещения. Также во время двусторонних переговоров глав МИД обоих государств было отмечено, что «в библиотеках британских университетов Оксфорд и Манчестер, а еще в Национальном музее были обнаружены важные рукописи и книги, относящиеся к истории казахского народа».
— Пять веков назад, в 1562 году, была опубликована карта британского дипломата Энтони Дженкинсона «Казахия». Несомненно, такие богатые и точные данные в будущем найдут свою справедливую оценку и станут основополагающим фактором, соединяющим две страны, — подтвердил Министр МИД РК Мурат Нуртлеу, комментируя инициативу открытия курсов.
Однако основной договоренностью между Казахстаном и Великобританией стало подписание «Соглашения о всестороннем партнерстве, торговле и сотрудничестве, направленное на углубление стратегического партнерства». Также был подписан ряд меморандумов помельче о взаимопонимании в сфере образования и торговли. В ходе своего нынешнего турне Дэвид Кэмерон объявил о выделении 50 миллионов фунтов стерлингов на проекты по развитию в странах Центральной Азии в течение следующих трех лет для инвестирования в продвижение региона к углеродной нейтральности, развития инновационных малых и средних предприятий и экономических реформ.
«Это включает в себя региональную климатическую программу стоимостью 19,5 миллиона фунтов стерлингов и 6,5 миллиона фунтов стерлингов на региональные образовательные программы. В то же время напомним, что во время первого визита Дэвида Кэмерона в РК в качестве Премьер-министра в 2013 году Великобритания и Казахстан установили стратегическое партнерство, организовав ежегодные
Кстати, об этом шла речь и во время посещения Казахстана государственным Министром по делам бизнеса и торговли Великобритании Нусрат Гани, которая в ноябре прошлого года во время своей встречи с Президентом РК заявила, что «Великобритания является одним из основных торговых партнеров и седьмым по величине инвестором в экономику Казахстана» и что «на сегодняшний день в Казахстане представлено более 550 британских предприятий, среди которых такие ведущие компании, как Shell и Ernst & Young». Однако помимо этого не менее интересными для британского бизнеса являются разведка и добыча редкоземельных металлов, что как отрасль сегодня набирает обороты в мировой горнодобывающей промышленности. О чем «НП» упоминало не далее как в марте текущего года.
Возможно, именно поэтому Министр иностранных дел Британии решил посетить ко всему прочему еще и Монголию, в которой запасы редкоземельных металлов могут составлять 31 миллион тонн. Больше только в Китае (примерно 44 миллиона тонн), во Вьетнаме 22 миллиона, в России и Бразилии, которые являются членами БРИКС, — по 21 миллиону тонн.
Но при этом в Монголии, обладающей потенциалом стать одним из ключевых экспортеров редкоземельных элементов, не хватает капитала и оборудования для их разведки. В прошлом году свою помощь в этом государству предложили США, заинтересовалась редкоземами Монголии и Германия. Теперь, видимо, настала очередь Великобритании.
Что касается Казахстана, то количественные запасы редкоземельных металлов в республике до сих пор не учтены. Известно только, что к ним проявляют серьезный интерес страны ЕС, так что последовательные визиты членов Кабми
Впрочем, у отечественного политолога Данияра Ашимбаева на визит Дэвида Кэмерона несколько более прагматичная точка зрения. По его мнению, «Запад заинтересован, скажем так, в корректировке внешней политики Казахстана».
— Рычагов влияния у Запада на Казахстан не так много, но идут активные работы с неправительственным сектором, со СМИ. Идет поддержка и либеральных, и националистических тем, чтобы подорвать казахстанско-российское и казахстанско-китайское сотрудничество. Британия сейчас проводит турне, чтобы прозондировать обстановку у элиты Центральной Азии. Но каких-то особых изменений в позиции Акорды, я думаю, ожидать не стоит. Казахстан дружелюбно настроен по отношению к Великобритании при условии, что она не вмешивается во внутренние дела, — поделился эксперт в своем Телеграм-канале.