Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаМеждународные отношения

Тревога и конфликт интересов

WELAR

Прошедший в Дубае Всемирный климатический саммит, известный также как ежегодная Конференция ООН по изменению климата (COP, Conference of the Parties), собрал глав государств и правительств более 140 стран и вновь продемонстрировал серьезную тревогу мирового сообщества по поводу негативной динамики окружающей среды. 

Конференция состоялась в 28-й раз. Первая такая конференция прошла в Берлине в 1995 году. Знаковой принято считать климатическую конференцию 2015-го в Париже, когда мировые лидеры определили «глобальный предел потепления». Они поставили цель не допустить повышения температур на планете более чем на 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой. 

С конца XIX века средняя температура на Земле поднялась на 1,1 градуса. И последствия уже оцениваются как катастрофические. В ООН видят причину глобального потепления в сжигании ископаемого топлива, а также нерациональном энергои землепользовании. И прогнозы неблагоприятные. Дальше — все больше засух, штормов, наводнений, миграции животных и исчезновения видов. Например, при потеплении на 1,5 градуса планета потеряет 70-90 процентов коралловых рифов (они погибают уже сейчас). Если же потеплеет на два градуса, исчезнет 99 процентов рифов, что повлечет вымирание тысяч видов животных. 

Кризис, требующий глобального ответа 

Выступивший на пленарном заседании представительной встречи Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что сегодня половина населения Земли проживает в регионах, находящихся в высокой степени зависимости от изменений климата. «Наибольшей опасности подвергаются малые островные развивающиеся государства, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, и наименее развитые страны, — сказал глава республики. — Постоянная геополитическая нестабильность и отсутствие энергетической безопасности также усложняют задачу сохранения внимания к климатической повестке дня». 

Президент Касым-Жомарт Токаев поддержал призыв ООН принять конкретные действия, направленные на сохранение окружающей среды для будущих поколений, и подчеркнул, что Казахстан стал первой страной в регионе, которая ратифицировала Парижское соглашение и приняла Стратегию углеродной нейтральности до 2060 года. По его словам, принятый в Казахстане Экологический кодекс будет способствовать всесторонней адаптации зеленых технологий практически в каждом секторе национальной экономики. 

«Наша страна обладает огромным потенциалом для развития ветровой и солнечной энергетики, а также для производства зеленого водорода, — сообщил глава государства. — Мы продолжим тесное сотрудничество с нашими партнерами, чтобы раскрыть данный потенциал. Являясь ведущим экспортером урана, обеспечивающим 43 процента мировых поставок, мы играем решающую роль в производстве электроэнергии без выбросов углерода в глобальном масштабе». 

По мнению Президента Касым-Жомарта Токаева, в ближайшие десятилетия важнейшие минералы, в том числе редкоземельные, станут незаменимыми по мере декарбонизации мира. В этой связи он заявил о готовности Казахстана стать основным поставщиком таких минералов переходного периода. Также глава государства сказал, что наша страна активно поддерживает частные зеленые инициативы, и привел в пример казахстанскую ассоциацию по пластику, которая работает над проектами по избавлению от синтетических отходов, внося свой вклад в защиту окружающей среды. 

Он также напомнил, что сокращение выбросов метана — это самый быстрый способ замедлить темпы глобального потепления. В связи с этим сообщил о решении Казахстана присоединиться к Глобальному обязательству по сокращению выбросов метана. Кроме того, Президент проинформировал участников конференции о стремлении республики решать масштабную проблему угля в странах Центральной Азии за счет реализации Партнерства по справедливому энергетическому переходу в нашей стране и призвал друзей и партнеров поддержать нашу страну в этом деле. 

«В более широком смысле мы надеемся, что международное сообщество расширит свои обязательства по увеличению финансирования климатических программ, — отметил Касым-Жомарт Токаев. — Но финансирование — это только первое препятствие. Даже если мы успешно ограничим повышение глобальной температуры до 1,5 градуса к 2050 году, страны Центральной Азии все равно столкнутся с повышением температуры до 2,5 градуса. Это приведет к нехватке воды, сильной жаре, опустыниванию и экстремальным гидрологическим явлениям». В данном контексте он призвал международное сообщество выделять больше средств на поддержку Международного фонда спасения Аральского моря — некогда четвертого по величине внутреннего водоема в мире. 

«Казахстан примет председательство в фонде в следующем году и надеется привлечь всех партнеров к решению этого вопроса, — сказал Президент РК. — Кроме того, мы рады вместе с Францией стать сопредседателями первого тематического саммита «Единая вода» на полях следующей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Основываясь на успешных результатах COP 28, состоявшегося на этой неделе, приглашаю участвующие государства на Международный форум «Астана» в июне 2024 года. Он может послужить диалоговой платформой для продолжения целенаправленного сотрудничества по острым вопросам, связанным с климатом, до СОР 29. Чтобы придать импульс действиям по защите климата в Центральной Азии, мы также решили созвать Региональный климатический саммит в Казахстане в 2026 году под эгидой ООН». 

Подытоживая свою речь, Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что чрезвычайная климатическая ситуация — это глобальный кризис, который требует глобального ответа, и только коллективные действия и сотрудничество помогут его разрешить. 

Против идеологии 

На саммите также выступили лидеры более 40 государств, руководители международных и региональных организаций, а также Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. «Мы переживаем климатический коллапс в реальном времени, и его последствия сокрушительны», — констатировал он, предупреждая, что, если ничего не изменится, вскоре человечество столкнется с повышением температуры на 3 градуса и это сделает мир еще более опасным и нестабильным. 

На фоне таких заявлений мировая добыча ископаемого топлива только увеличивается. Согласно последним прогнозам, глобальный спрос на уголь, нефть и газ достигнет пика в текущем десятилетии. И объемы ископаемого топлива, которые планируется добыть в мире к 2030 году, предполагают повышение более высокого порога в 2 градуса, также предусмотренного Парижским соглашением по климату. 

Оптимисты ожидают, что саммит в Дубае станет поворотным моментом, когда страны договорятся не только о том, какие меры по борьбе с изменением климата нужно принять, но и о том, как именно их осуществлять. Скептики сомневаются: слишком уж много противоречий и преград на пути к зеленой революции в энергетике. Даже подготовка саммита не обошлась без шероховатостей. 

Ведь еще до его начала предметом разногласий и споров стал выбор места проведения конференции. Разбогатевшие на нефти и газе Объединенные Арабские Эмираты входят в число лидеров по степени загрязнения окружающей среды. 

Еще больше вопросов вызвал факт назначения спикером конференции ООН Султана аль-Джабера, возглавляющего Национальную нефтяную компанию ОАЭ. Эко-активисты высказывали подозрения, что Эмираты не только будут влиять на смещение акцентов повестки саммита, но и используют свою роль принимающей стороны для заключения закулисных сделок по добыче нефти и газа. ОАЭ и команда COP 28 все подозрения отвергали. 

Как бы там ни было, но очевиден конфликт интересов. С одной стороны, ООН и ряд развитых стран, призывающих к скорейшему сокращению использования нефти и газа. С другой — нефтедобывающие державы, рассчитывающие убедить международное сообщество в том, что строить низкоуглеродное будущее планеты можно и без отказа от ископаемого топлива. 

Свидетельство тому — выступление на саммите Премьер-министра Италии Джорджи Мелони. “Экологический переход не должен становиться идеологией”, — сказала она. И пояснила, что Италия вносит свой вклад в процесс снижения выбросов, руководствуясь прагматичным подходом, свободным от радикализма. “Необходимо поддерживать окружающую среду так, чтобы это не компрометировало экономику и социальную сферу”, — подчеркнула Мелони. 

Инвентаризация Парижского соглашения 

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко призвал к изменению приоритетов в финансировании государственных расходов. По его словам, в условиях международной конфронтации усиленно продвигаемая Западом зеленая повестка бессмысленна. “Она требует уважения суверенитета стран и безусловной справедливости”, — сказал он. Глава государства также предложил перенаправить военные расходы на экологию. “Это триллионы, триллионы долларов, — сказал он. — Так давайте их направим на чистоту планеты. И не надо будет искать, как у нас говорят, “па завуголлі”, эти деньги. Беларусь призывает всех, кто обязан взять на себя бремя исторической ответственности: первое — вносить соразмерный вклад в решение вопросов климатической безопасности за все столетия бездумного отношения к природе; второе — усилить поддержку развивающихся стран и государств с переходной экономикой; третье — перестать “высказывать озабоченности” и начать действовать во имя сохранения жизни на Земле”. 

Президент Франции Эммануэль Макрон призвал страны “Большой семерки” полностью отказаться от угля к 2030 году и стать в этом примером для остального мира. “Крупнейшие мировые эмитенты должны принять логику экологического планирования и прозрачности, — сказал Макрон. — В этом отношении на G7 лежит большая ответственность, как и на Китае, который сейчас занимает второе место в мире по объемам выбросов”. 

Канцлер Германии Олаф Шольц считает, что нужно “утроить расширение возобновляемых источников и удвоить энергоэффективность к 2030 году”. Он отметил, что в Германии расширение использования возобновляемых источников уже ускорилось, но теперь это должно произойти повсюду в мире. 

Премьер-министр Японии Фумио Кисида пообещал прекратить строительство в стране неэкологичных угольных электростанций, на которых не реализованы меры по снижению выбросов. По его словам, страна будет стремиться увеличить использование возобновляемых источников энергии, в первую очередь — атомной. А Президент ОАЭ шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайян сообщил о том, что страна планирует в ближайшие семь лет вложить 130 миллиардов долларов в снижение выбросов углекислого газа. 

На саммите также объявлено о начале работы Фонда борьбы с климатическими бедствиями. ОАЭ внесут в фонд 100 миллионов долларов. Эквивалентную сумму пообещала выделить Германия. О взносах сообщили также Великобритания, США и Япония. Общая величина фонда пока не уточняется. При этом потребности развивающихся стран в компенсации ущерба огромны: по разным оценкам, они составляют от 100 до 400 миллиардов долларов в год. 

Основная задача саммита заявлена как “глобальная инвентаризация” Парижского соглашения. В ближайшее время участники мероприятия намерены изучить и оценить достигнутые за последние восемь лет результаты и согласовать планы дальнейших действий. 

Читайте в свежем номере: