Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Спустя год в Самарканде
ПолитикаМеждународные отношения

Спустя год в Самарканде

Саммит «Евросоюз — Центральная Азия» в Самарканде

С годичной задержкой 3-4 апреля прошел первый саммит «Евросоюз — Центральная Азия» на высшем уровне. Не в Ташкенте, как ожидалось в начале 2024-го, а в Самарканде. В остальном форум под девизом «Инвестируя в будущее» не обманул ожиданий большинства наблюдателей.

Ресурсы, логистика, энергетика, телекоммуникации

В древний Самарканд съехались представительные делегации во главе с президентами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, председателями Евросовета и Еврокомиссии Антониу Коштой и Урсулой фон дер Ляйен, ее заместителем — руководителем евродипломатии Каей Каллас и шефом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Одиль Рено-Бассо. В повестке саммита было четыре направления: критически важные для Евросоюза минералы ЦА, его логистика с Европой, а также сотрудничество в зеленой энергетике и телекоммуникациях. На эти направления Ляйен в заключительный день саммита пообещала выделить от ЕС 12 миллиардов евро. 

У всех пятерых президентов состоялись двусторонние контакты с представителями ЕС. Касым-Жомарт Токаев встретился в Самарканде с Коштой, Ляейн и Рено-Бассо. В беседе с Коштой Президент Казахстана  отметил, что ЕС является крупнейшим торговым партнером и иностранным инвестором, на долю которого приходится свыше 40 процентов прямых вложений в РК. В 2024 году товарооборот между республикой и Евросоюзом достиг 50 миллиардов евро, что составляет 80 процентов торговли ЕС со всей Центральной Азией. Учитывая эти показатели, стороны обсудили укрепление экономических связей и глобальное партнерство.

На встрече с Ляйен Президент Токаев подчеркнул, что приоритетными направлениями сотрудничества РК с Европой являются энергетика, инфраструктура и промышленные проекты, транспорт и логистика, а также развитие инноваций. В свою очередь, Ляйен отметила важность развития Транскаспийского транспортного коридора (ТМТМ) и поздравила Касым-Жомарта Токаева с открытием крупного месторождения редкоземельных металлов в Карагандинской области. Рено-Бассо сообщила Президенту Токаеву, что ЕБРР намерен вложить в «зеленый» переход РК 2 миллиарда евро.

На пленарном заседании саммита Касым-Жомарт Токаев отметил важность международной безопасности и стабильности как ключевого фактора устойчивого развития. Он подчеркнул, что Казахстан привержен сбалансированной внешней политике, расширению сотрудничества со всеми заинтересованными государствами и организациями, включая ЕС. Напомнив о росте глобальной нестабильности, Президент РК заявил о необходимости сдержанности в оценке сложных событий в мире. В год 80-летия ООН он призвал мировое сообщество направить усилия на соблюдение Устава всемирной организации и общепризнанных принципов международного права. В аналогичном ключе были выдержаны выступления четырех коллег Президента РК.

саммит1  (2).jpg

Лондон подсуетился раньше

Стратегию по Центральной Азии Евросоюз принял в 2007-м и расширил в 2019 году. Первый саммит «ЕС — ЦА» на высшем уровне ожидался в апреле-2024 в Ташкенте, но был отменен без официального объявления причин и новых сроков. Лишь позже появились частные предположения, что проведению саммита якобы помешали выборная кампания в ЕС и частичное обновление его руководства. Но это вряд ли.

Правдоподобнее выглядит версия, что год назад Евросоюз оказался не готов к саммиту в результате энергичности тогдашнего главы МИД, экс-премьера Великобритании Дэвида Кэмерона. Он опередил евросоюзовцев, совершив в начале 2024 года турне по всем государствам Центральной Азии с очевидной целью снизить в ней влияние России. Среди многих вопросов, интересовавших Кэмерона в ЦА, были и ее природные ресурсы, и энергетика, и логистика, и коммуникации. А среди многих посул — обещание Кэмерона выделить «только на поддержку независимости и суверенитета» государств ЦА 50 миллионов фунтов стерлингов. 

Но летом-2024 после парламентского поражения Консервативной партии, в которой состоит Кэмерон, он утратил пост главы МИД. Лишь после этого ЕС возобновил путь к саммиту в Узбекистане. Все пять стран ЦА посетили спецпредставитель ЕС по соблюдению антироссийских санкций Дэвид О’Салливан, еврокомиссар по международному партнерству Йозеф Сикела и Кая Каллас. Осенью-2024 О’Салливан объявил, что его усилия в предотвращении реэкспорта в РФ из ЦА подсанкционной продукции привели к прогрессу.

В марте-2025 руководство государств ЦА в четырех названных направлениях окучивали Сикела и Каллас. В частности, в Астане представители ЕС и Казахстана подписали контракт на три миллиона евро о проектах поставки в Европу критически важных природных ресурсов. В их список, утвержденный ЕС в 2024 году, вошли алюминий, бериллий, бокситы, бор, графит, кобальт, коксующийся уголь, литий, магний, марганец, медь, фосфор и другие минералы. А в Алматы Каллас пообещала Токаеву упростить процедуру въезда казахстанцев в ЕС.

Обе оферты мелковаты. Три миллиона евро — капля в море средств, необходимых для освоения казахстанских критических ресурсов. А воспользоваться подобием шенгенской визы в Казахстане, где львиная доля населения тратит половину доходов на еду, смогут лишь состоятельные граждане. Другое дело — развитие ТМТМ. В минувшем марте Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Банк развития Казахстана (БРК) подписали в Астане рамочное кредитное соглашение, по которому европейцы вложат в ТМТМ 200 миллионов евро. В общей сложности в этот проект, по словам Каллас, Евросоюз намерен инвестировать более 10 миллиардов евро.

саммит1  (5).jpg

Нарастание конкуренции

По полочкам разложил прагматизм Европы в ЦА в апрельской статье для The Times of Central Asia научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований Карлтонского университета в Оттаве (Канада) Роберт Катлер. По его словам, до определенного времени ЦА считалась многими в мире то осколком СССР, то регионом влияния РФ и КНР, но сейчас его воспринимают как самостоятельную единицу, с которой придется считаться.

«В Казахстане на встречах с Президентом Касым-Жомартом Токаевым и главой МИД РК Муратом Нуртлеу она (Каллас в минувшем марте. — Авт.) подчеркивала важность макроэкономической диверсификации и поставок критически важного сырья, — пишет Катлер. — Это сферы, в которых Евросоюз — не просто партнер, но и главная заинтересованная сторона». Причем вопреки физическому отсутствию на саммите в Самарканде посланцев Великобритании ее аналогичный интерес в ЦА тоже налицо. 

Автор отмечает, что Казахстан как крупнейшая экономика ЦА играет ключевую роль в архитектуре отношений ЕС с регионом. «Казахстан играет центральную структурную роль балансирующего характера, — считает Катлер. — У него длинные границы с Россией и Китаем, в нем значительная доля русскоязычного населения, он сумел поддерживать политическую позицию выверенной нейтральности в период резкого обострения геополитических трений. И для ЕС, и для Великобритании независимость и стабильность Казахстана выходят за пределы двусторонних отношений. Они на самом деле стали стабилизирующими системными факторами». 

«Казахстан остается центральным пунктом европейской стратегии по энергетической диверсификации, — пишет Катлер. — У Великобритании логика еще более прямая: РК обеспечивает примерно 20 процентов британского нефтяного импорта. Британские компании, такие как BP и Shell, поддерживают долговременные инвестиции в месторождения Тенгиз и Кашаган». Но за благорасположение Казахстана европейцам придется конкурировать с двумя другими игроками — ближайшими соседями республики Китаем и Россией, резюмирует автор статьи. 

Негатив для России 

Примечательно, что все стороны публично избегали китайской, российской и украинской проблематики. Исключение — заявление Каллас в Ашхабаде в преддверии самаркандской встречи о том, что ЕС настаивает на предотвращении реэкспорта из ЦА подсанкционных продукции и услуг в Россию с целью лишения ее возможностей продолжать СВО против Украины.

Показательно и то, что со стадии подготовки саммита из публичной устной риторики евросоюзовцев исчезла дежурная тема о демократии и правах человека в Центральной Азии. Но эта тема обнаруживается в Совместной декларации, принятой по итогам саммита в Самарканде и размещенной на официальном сайте Евросоюза. «Лидеры ЕС и стран Центральной Азии подтвердили, что поощрение и защита верховенства права, прав человека и основных свобод является общей фундаментальной ценностью», — говорится в декларации.

Низкая цена этого заявления из уст руководства Евросоюза очевидна на фоне скандальных событий в ряде европейских государств. Во Франции и Румынии с подачи Брюсселя подверглись уголовному преследованию и наказанию с лишением права заниматься политикой популярные в народе оппозиционеры Марин Ле Пен и Кэлин Джорджеску. Аналогичная кара грозит главам правительства и парламента Республики Сербской (не путать с Сербией) Радовану Вишковичу и Ненаду Стевандичу. А в Молдове арестована на 20 суток Евгения Гуцул, глава строптивой перед Кишеневом Гагаузии. Все указанные лидеры резко критикуют руководство ЕС, в том числе за его политику в отношении России и Украины. Ежу понятно, что в Евросоюзе пошла охота на ведьм — устранение силовыми методами политических конкурентов Брюсселя.

Саммит в Самарканде также обнажил ряд негативных трендов для России, сообщил ТАСС политтехнолог Виктор Васильев. «Во-первых, это прозвучавшее в дни саммита заявление турецкого лидера Реджепа Эрдогана о том, что, сближаясь с Турцией, Европа также может укрепить свои отношения со странами Центральной Азии, и что это также прекрасная возможность для ее стран, которые хотят освободиться от влияния России и Китая», — сказал эксперт. По его мнению, надо учитывать популярность Турции в ЦА и геополитическую игру Анкары в традиционной связке с Лондоном, от чего можно ожидать болезненных последствий в регионе для российских интересов. 

«Во-вторых, за последний год стоит отметить достаточно активные успешные действия отдельных европейских государств, для которых прошедший саммит стал лишь формальной результирующей отметкой, — продолжил Васильев. — Безусловно, это деятельность Великобритании, которая в значительной степени «подобрала» наработанный за долгие годы США в регионе актив в виде журналистского и экспертного сообщества, неправительственных организаций и разного рода активистов».

Кроме того, напоминает Васильев, не стоит забывать об интересах в ЦА Франции. «Отдельной строкой можно отметить успехи французской атомной отрасли, которая в Казахстане и Узбекистане нашла для себя дешевое сырье взамен утраченного доступа к африканскому урану», — отметил собеседник ТАСС. 

Читайте в свежем номере: