В Казахстане должна пройти встреча представителей России, Казахстана и Китая по вопросу транспортировки грузов по реке Иртыш. Тема далеко не новая. Удастся ли на этот раз представителям трех государств найти точки соприкосновения?
Исторические факты
Не многие реки могут «похвастать» объединением нескольких государств. Иртыш из этого списка. Его протяженность — 4248 километров, и он объединяет три государства: Китай, Казахстан и Россию. Это делает реку особенно значимой для каждой из стран, тесно связывая их интересы. И одним из них является судоходство. Иртыш берет свое начало в горах Монгольского Алтая на территории Китая под названием Черный Иртыш. В Китае он называется Эрцисыхэ.
Первые суда на Иртыше, дощаники, появились в XVII веке. Они представляли собой большие лодки с палубой и даже навесом с одной мачтой и парусом. С начала XIX века на Иртыше стал постепенно внедряться новый тип судов — коноводки: большие деревянные барки с палубой и надстройками. И, естественно, основной тягловой силой были лошади. Первые пароходы стали ходить по сибирским рекам в пятидесятых годах XIX века. В 1854 году в Тюмени был построен первый сибирский пароход «Основа», который ходил между Тюменью и Тобольском. В 1860 году началось плавание пароходов до Омска. В 1900 году семипалатинскими купцами было создано товарищество «Верхне-Иртышское пароходство и торговля», дабы перевозить пассажиров и грузы по воде. К 1918 году судоходство было национализировано и в дальнейшем развивалось на правах государственной собственности союзного, а позднее республиканского подчинения.
Партнерский взгляд
О необходимости расширения судоходства по Иртышу Россия и Казахстан говорят не первый год. Причем раньше за это больше «топила» казахстанская сторона. Российские партнеры кивали головами, но на тот момент им это было не очень важно. Как говорится, не зарекайся: изменилась геополитика, изменилось и отношение к проекту. Наконец и соседи оценили данную перспективу. Более того, в Омске планируют построить мультимодальный логистический комплекс для распределения трансграничных грузоперевозок по железной дороге, автотрассам и реке Иртыш. Правда, сколько времени пройдет между желаниями и реализацией планов — вопрос. Но, как заявил ТАСС заместитель главы администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей Константин Жулин, перспективу реализации проекта обсудят представители правительств России, Казахстана и Китая.
«В ближайшее время на территории Республики Казахстан запланирована совместная встреча российских коллег, коллег из Республики Казахстан, из КНР именно для обсуждения этой проблемы: что и как мы повезем по Иртышу, чтобы все это устраивало представителей всех стран, чтобы создать какую-то единую концепцию и двигаться в этом направлении», — сообщил российский чиновник, правда, без указания даты.
Омск уже был крупным транспортным узлом, поэтому в городе сохранилось много перегрузочных комплексов с необходимой инфраструктурой. По данным Министерства транспорта Казахстана, объем перевозок по Иртышу может составить 2,5 миллиона тонн в год.
В сентябре 2024 года в Омске на панельной сессии форума Шанхайской организации сотрудничества руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Андрей Тарасенко отмечал, что общий размер грузоперевозок по Обь-Иртышскому бассейну составляет 12 миллион тонн в год. Так что заключение трехстороннего соглашения необходимо каждой из стран, объединенных одной рекой. К тому же уже просчитано, что перевозка грузов на судах обходится в пять раз дешевле, чем авто или железнодорожным транспортом. Но есть проблема: узкие проходы на некоторых участках реки. И тут необходимы дноуглубительные работы, которые казахстанская сторона проводит ежегодно. В отличие от соседней России. Видимо, всему свое время, потому что то, что еще вчера казалось малоинтересным, сегодня вышло на повестку дня. Во всяком случае, в конце прошлого года министр экономики Омской области Анна Негодуйко рассказывала предпринимателям в Москве о перспективном маршруте, который пролегает по Иртышу до логистического центра в Казахстане, а далее — по железной дороге в Китай. Его пропускная способность оценена в 15 миллионов тонн грузов в год. А в минувшем феврале губернатор Омской области Виталий Хоценко встретился в Москве с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в России Дауреном Абаевым. На встрече в том числе была затронута тема использования реки Иртыш в качестве транспортного коридора, который соединит два государства.
Китай
Самым сложным вопросом в тройственном союзе является позиция китайской стороны, которая находится у истоков реки и намерена распоряжаться ею по своему усмотрению. Надо понимать, что Поднебесной река необходима прежде всего для развития Синьцзян-Уйгурского автономного района, население которого, по данным на 2020 год, превысило 25 миллионов человек. А это значит, здесь растут потребности в том числе в воде. Поскольку это продовольствие, это энергия.
С другой стороны, судоходство на Иртыше может быть интересно и Китаю по ряду причин. И прежде всего это соседние рынки Казахстана и России, что позволит расширить экономические связи. Санкции бьют сегодня всех и по рукам, и по экономике. Кроме того, это стратегический маршрут для выхода к Северному морскому пути, который может связать его с Шелковым путем. Еще в 2015 году частная компания ТОО «Синьцзянская энергетика и логистика Чжун-Шань» предложила российской стороне проект транспортировки сибирского нефтяного и газового сырья в Китай по Иртышу. Но что-то не сложилось. Возможно, на тот момент Россия не была готова к развитию данного направления либо китайская сторона, сказав «а», не сделала продолжения. В этом вопросе не может быть двусторонних соглашений. Только три страны должны сесть и обсудить, выстроив план действий с конкретными датами и цифрами инвестиций. Только в этом случае возродится то самое судоходство на Иртыше, о котором говорится не первое десятилетие.