В Астане в среду состоялся запуск нового совместного проекта «Координационная платформа Транскаспийского международного транспортного маршрута», цель которого — заметно расширить нынешние возможности этого коридора. Представители Еврокомиссии называют этот проект ренессансом Великого Шелкового пути.
«Координационная платформа будет способствовать превращению Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в мультимодальный и современный маршрут, соединяющий Европу, Кавказ и Центральную Азию», — заявила на пресс-конференции после церемонии запуска проекта заместитель генерального директора Европейской комиссии по мобильности и транспорту Майя Бакран (Maja Bakran).
Речь идет о синхронизации законодательной базы, таможенных правил, информационных систем, транспортной инфраструктуры всех стран, лежащих на пути товаров из Китая в Европу и обратно. Список стран достаточно обширен и пролегает в обход России, но охватывает территорию всех пяти центральноазиатских республик, Южного Кавказа, Турции, Румынии, Польши и почти все остальные европейские страны.
По словам вице-министра транспорта Казахстана Талгата Ластаева, Еврокомиссия готова оказать свое содействие в привлечении крупнейших европейских финансовых институтов для создания координационной платформы.
«Общая стоимость этого проекта — 10 миллиардов долларов США, они предназначены именно для реализации 14 подпроектов на территории пяти республик Центральной Азии. Мы надеемся, что пилотный проект платформы будет завершен к концу текущего года и заработает в полную силу в будущем году. Предпринятые шаги позволят снизить время в пути по доставке грузов из Китая в Европу и обратно с 20-25 до 12-15 дней», — сказал Ластаев.
Советник высокого ранга генерального директората по международному партнерству Хенрик Хололей (Henrik Hololei) пояснил журналистам возросший интерес Евросоюза к Транскаспийскому маршруту, который, по сути, существует уже много лет.
«Отвечая на ваш вопрос, связано ли это внимание со вторжением России в Украину и с теми последствиями, которые возникли после этого, скажу да! Транскаспийский коридор стал более актуальным сегодня. Как известно, многие товары также поставляют из Китая в Европу по Северному коридору (через Россию. — Прим. автора), но в связи с антироссийскими санкциями многие западные компании стараются избежать этого. Для них Транскаспийский коридор все еще недостаточно эффективен и конкурентоспособен, каким должен быть. Вот почему мы (ЕС. — Прим. автора) уделяем ему такое внимание, — ответил Хенрик Хололей и подчеркнул: — Но Транскаспийский коридор — это не замена, это новый торговый путь, который я бы назвал ренессансом Великого Шелкового пути. Это целая сеть дорог, которая должна соединить Азию с Европой».
Талгат Ластаев напомнил, что работа над созданием такой единой платформы началась год назад и все страны заинтересованы в скорейшей ее работе.
Однако, как выяснилось в ходе дискуссий, эта площадка во многом схожа с ранее существовавшим проектом ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia, TRACECA) — программой международного сотрудничества между Евросоюзом и странами-партнерами по организации транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Грузоотправителей сегодня больше всего волнует вопрос безопасности Транскаспийского коридора ввиду все еще чувствительной ситуации между Азербайджаном и Арменией.
Тем не менее представитель Еврокомиссии Хенрик Хололей заверил журналистов, что все эти вопросы будут со временем решены положительно.
В мероприятии также приняли участие представители всех европейских дипломатических представительств, банков, а также сотрудники министерств транспорта Азербайджана, Армении, Грузии, Турции.
Напомним, Евросоюз уже долгое время является надежным партнером Центрально-Азиатского региона. Совместная работа в рамках новой создаваемой платформы позволит не только улучшить транспортную инфраструктуру, но и значительно укрепить экономические связи, повысить безопасность и устойчивость транспортных коридоров, а также ускорить внедрение инноваций и передовых технологий в транспортном секторе. Ранее Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявлял о важности развития альтернативного маршрута — Транскаспийского.
Свое мнение о важности запуска «Координационной платформы Транскаспийского маршрута» озвучил и представитель внешнеполитического ведомства Казахстана. «Географию невозможно победить, но можно заставить ее работать на себя. И нам нельзя терять времени, так как ТМТМ имеет большое значение для устойчивого развития и мира в Центральной Азии и на Южном Кавказе», — резюмировал заместитель Министра иностранных дел РК Роман Василенко.
Фото автора