Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Газовая шарада
ПолитикаМеждународные отношения

Газовая шарада

Как убить двух зайцев

Реализация проектов по строительству газопроводов через территорию Казахстана зависит не только от договоренностей с Россией, но и от планов Китая, считает российский эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.

Когда речь заходит о нынешней ситуации на газовом рынке Евразии, в памяти сразу же всплывает известная многим фраза «Ничто не вечно под луной». Наглядный пример — история с газопроводом Центральная Азия — Центр (САЦ). Много лет туркменский и узбекский газ поставлялся по нему из Центральной Азии в Россию. Но почти 10 лет назад направление потока поменялось ровно на 180 градусов, то есть идет в реверсном направлении.

Причин тому несколько. Во-первых, Узбекистан, некогда экспортировавший голубое топливо в Россию, теперь сам испытывает жесткий дефицит и нуждается в покупке этого сырья из РФ. Причем с каждым годом по мере роста численности населения и экономики Узбекистана потребности в газе только растут.

«Сегодня стоит цель увеличить объемы поставок в Узбекистан до 11 миллиардов кубометров газа в год, хотя на момент подписания трехлетнего договора между Москвой и Ташкентом в 2023 году речь шла примерно о трех миллиардах кубометров в год. По факту по итогам 2024 года получилось почти шесть миллиардов кубометров», — заявил российский эксперт по энергетике Борис Марцинкевич.

Во-вторых, на фоне нынешней геополитической ситуации и санкционной политики Евросоюза российский газ поменял направление с Запада на Восток.

Исходя из такого положения дел аналитики задаются вопросом, возможно ли увеличение объемов поставок российского газа в системе САЦ не только для Узбекистана, но и транзитом через Казахстан в энергоненасытный Китай.

На что Марцинкевич отвечает, что, несмотря на большой запас мощностей САЦ (почти 11 миллиардов кубометров в год. — Прим. автора), эта система трубопроводов нуждается в серьезном ремонте, так как эксплуатируется еще со времен СССР.

«Что касается варианта поставок по САЦ через Казахстан и оттуда в Китай, то он не получится, потому что сырье из Казахстана в Китай идет по другой ветке системы САЦ. Во-вторых, там идет туркменский газ, химический состав которого серьезно отличается от российского, в котором больше метана. Вряд ли Китай согласится, чтобы по одной трубе приходил разный газ, это требует разных режимов работы системы», — пояснил Марцинкевич.

Несмотря на то, что Поднебесная — огромный потребитель газа (больше чем Евросоюз), она строго придерживается своего принципа диверсификации поставок энергоресурсов: один поставщик нефти или газа не должен занимать больше 25 процентов общего объема потребностей.

Именно этот принцип ставит под сомнение возможность реализации нового газопровода из России через север нашей республики в Китай. Хотя на этот проект казахстанское Правительство возлагает большие надежды. Ведь в случае строительства такого газопровода, о чем ранее громко заявлялось, Астана планировала убить сразу двух зайцев: решить вопрос газификации северных регионов республики и получать прибыль от транзита российского голубого топлива в Китай.

«Поэтому говорить о том, что Китай согласится на данный проект, сложно, так как там смотрят на свои объемы спроса. Помимо этого, ЦК Компартии Китая дало задание своим газовым компаниям искать газ на своей территории и наращивать собственную добычу газа», — резюмировал Марцинкевич.

Читайте в свежем номере: