Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Евросоюз — Казахстан: баланс или контроль?
ПолитикаМеждународные отношения

Евросоюз — Казахстан: баланс или контроль?

С чем приехал к нам специальный посланник ЕС

Дэвид О'Салливан

Казахстан отрицательно относится к всевозможным санкциям в международных отношениях, однако вынужден соблюдать санкционный режим ЕС в отношении России. Тем временем казахстанские политологи считают, что Астана имеет немало юридически обоснованных возможностей действовать в отношении Брюсселя максимально в соответствии со своими национальными интересами.

К нам едет ревизор?!

На этой неделе Астану с очередным визитом посетил международный специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан, в ходе которого он встретился с должностными лицами ряда министерств, с которыми обсудил вопрос уклонения или обхода антироссийских санкций. 

Несмотря на то, что в санкционных списках США и ЕС находится четыре казахстанские компании и на прошлой неделе Еврокомиссия (ЕК) выразила обеспокоенность ростом с начала этого года реэкспорта товаров «двойного назначения» из Казахстана в Россию, европейский посланник отметил прогресс в соблюдении Казахстаном антироссийских санкций. 

— Мы достигли определенного прогресса в этом вопросе. С апреля прошлого года мы видим существенный спад в показателях экспорта и реэкспорта определенных товаров через Казахстан. Виден положительный прогресс, — сказал международный специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан на пресс-конференции в Астане по итогам своего третьего визита в Казахстан. 

Он напомнил, что еще во время его первого визита в казахстанскую столицу Еврокомиссия рекомендовала властям республики обратить особое внимание на «малую часть наименований из 50 позиций», которые попали под санкции и которые называются «товарами высокой приоритетности».

— Я предпочитаю называть их «изделия, найденные на поле боя», которые были собраны нашими украинскими коллегами после боев с российскими войсками. Эти 50 позиций — всего лишь малый спектр товаров, но они имеют большую ценность для военных, — подчеркнул спикер. 

В целом он отметил, что Еврокомиссия довольна уровнем сотрудничества и взаимодействия, который у нее с Казахстаном сейчас. 

— Конечно же, всегда будут вызовы и проблемы, но мы готовы обсуждать и находить пути решения, — добавил он. 

Если говорить о путях решений, О’Салливан привел два примера: «У казахстанской стороны возникла пара проблемных моментов, которые мы сейчас обсуждаем. Первый вопрос касался функционирования трубопровода КТК. Казахстан является крупнейшим поставщиком нефти на рынок Европейского союза, что мы очень ценим. Второй касался замороженных активов Евразийского банка развития. Мы над этим вопросом усиленно работали. Благодаря большой помощи наших бельгийских коллег мы смогли разморозить данные активы, и теперь они направляются на проекты, которые будут реализовываться в Казахстане». 

Сегодня Еврокомиссия (ЕК) ведет подготовку 14-го пакета санкций против РФ, который планируется ввести к началу июля текущего года. Тем временем, отвечая на вопрос журналистов, могут ли санкции повлиять на скорейшее завершение войны России против Украины, Дэвид О’Салливан заявил, что «санкции с нами надолго». 

— Санкции — это не инструмент прекращения войны. Война закончится только в том случае, если Путин выведет свои войска из оккупированных территорий Украины. Санкции — это всего лишь трехуровневая поддержка Украине со стороны стран ЕС, — резюмировал он. 

Напомним, Казахстан отрицательно относится к использованию всевозможных санкций в международных отношениях, предпочитая решать все спорные вопросы между различными их участниками дипломатическим путем. Однако он вынужден соблюдать санкционный режим того же Евросоюза в отношении России. Об этом Президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил в сентябре 2023 года во время своего официального визита в Германию. 

Дружба дружбой, но табачок врозь! 

Казахстанский политолог Андрей Чеботарев, комментируя визит спецпосланника, заметил, что, несмотря на «войну санкций», ЕС сам продолжает находиться в числе торгово-экономических партнеров России. 

— К примеру, по данным аналитической компании Kpler (Франция), РФ сейчас является вторым по величине поставщиком сжиженного природного газа в Европу. Причем в первом квартале текущего года эти поставки выросли на пять процентов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В связи с этим требовать чего-то большего от Казахстана в рамках соблюдения режима санкций в отношении РФ представляется необоснованным, — отметил политолог. 

Он также напомнил, что в силу ряда факторов Россия является одним из ведущих внешнеполитических и торгово-экономических партнеров Казахстана, в том числе в рамках их совместного участия в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Евросоюзу же приходится считаться с этим, не допуская какого-либо серьезного политико-экономического воздействия на Казахстан с целью добиться от него максимального дистанцирования от РФ. 

Политолог добавил, что отношения Казахстана и Евросоюза развиваются прежде всего в соответствии с Соглашением о расширенном партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в 2015-м и официально вступило в силу в 2020 году. Однако в нем нет положения, предусматривающего соблюдение Казахстаном санкций ЕС в отношении третьих стран. 

— В таком случае возникает вопрос относительно правомерности взаимодействия Астаны и Брюсселя в данном направлении. В то же время ЕС заинтересован в сохранении и расширении отношений с Казахстаном по ряду направлений. Так что в сложившихся условиях Астана имеет немало возможностей действовать в отношении Брюсселя максимально в соответствии со своими интересами, — резюмировал Чеботарев. 

Справка «НП»

Европейская комиссия учредила должность международного специального посланника ЕС по санкциям с целью обеспечить непрерывное обсуждение на высоком уровне с третьими странами во избежание уклонения или даже обхода беспрецедентных ограничительных мер, введенных в отношении России с начала ее войны против Украины. 

Дэвид О’Салливан, бывший генеральный секретарь Европейской комиссии и старший дипломат ЕС, был назначен специальным посланником ЕС по санкциям с января 2022 года. 

Читайте в свежем номере: