Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПолитикаМеждународные отношения

Большой смысл ШОС

Алексей Маслов: "Центральная Азия — удобный транспортный коридор для Китая"

О значении Центральной Азии для Китая, об отношениях России и Китая, о росте значимости роли ШОС — об этом и многом другом в интервью с востоковедом, директором Института стран Азии и Африки МГУ Алексеем Масловым. 

Спустя неделю после завершения саммита ШОС в столице Казахстана эксперты разных стран продолжают давать оценку данному событию. Одна из них была высказана известным российским специалистом по Китаю Алексеем Масловым в рамках видео-моста, организованного агентством Sputnik. 

Об интересе Китая к Центральной Азии

В последние годы мы видим, что Китай очень заметно усилил свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе. Перед саммитом ШОС он встретился с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и другими политическими лидерами, прилетевшими в Астану для участия в этой крупной встрече. 

Есть три момента, которые объясняют расширение и углубление китайского присутствия в странах Центральной Азии. Первый — торгово-экономическое сотрудничество путем создания необходимых инфраструктурных мостов на пути китайских товаров в Европу. 

Второй и самый важный момент — это безопасность, политическая и экономическая стабильность. Здесь нет очевидных взрывоопасных моментов. Хотя напряженной продолжает оставаться ситуация в Афганистане, с которым КНР разделена небольшим перешейком. 

Но стабильность — это все же решающий фактор.

Вот почему Поднебесная вложила и продолжает вкладывать сюда огромные инвестиции. Если взять конкретно Казахстан, то КНР серьезно сотрудничает здесь в области нефтеи газодобычи с казахстанскими компаниями, также в сфере ядерного топлива, в создании инфраструктурных проектов. Китай постепенно и явно становится основным партнером Казахстана. Недаром некоторые эксперты назвали саммит триумфом КНР в отношении Казахстана в рамках ШОС. 

И третий момент — это сотрудничество в области мирного использования атома, ядерных технологий в мирных целях. На саммите в Астане была подписана отдельная декларация, в которой речь шла о развитии ядерных технологий гражданского назначения, совместных исследованиях и строительстве лабораторий. То есть КНР заинтересована легитимировать свое взаимодействие в этой сфере с республиками Центральной Азии, используя инструменты ШОС. 

Почему Китай активизировался в Таджикистане? 

После саммита в Астане китайский лидер Си Цзиньпин полетел с государственным визитом в Таджикистан. Мы помним, как долгие десятилетия Китай медленно, без особых всплесков присутствовал в этой самой южной центральноазиатской республике. Но сегодня он активизировался и занимается строительством автои ж/д дорог. В Таджикистане появилось много китайских предприятий с горной техникой, которая задействована в прокладке дорог. Много китайских инженеров в этой области, которые не только работают, но и учат таджиков строить дороги.

Ответ прост. Китаю нужна единая и безопасная сеть альтернативных транспортных коридоров во всей Центральной Азии для обеспечения бесперебойной доставки своих товаров в разные точки мира, в том числе в Россию. 

Ну и наконец, Таджикистан является крупнейшим поставщиком органически чистой сельхозпродукции и хлопчатника. 

3Маслов.jpg

О чем китайский лидер говорил с лидером Азербайджана?

В рамках саммита ШОС в Астане Китай и Азербайджан подписали совместную Декларацию по стратегическому партнерству, которое фактически уже реализуется в течение последних нескольких лет. Китай финансирует прокладку инженерных коммуникаций через Азербайджан в Турцию, которые позволят соединить дороги из Китая через Казахстан и Азербайджан в Турцию. 

Все это в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь». 

Речь идет о развитии мультимодальных перевозок, так как в силу географических особенной проложить прямую ж/д магистраль через две страны невозможно. Приходится совмещать авто-, морские и ж/д перевозки. 

Понятно, что темой разговора между лидерами Китая и Азербайджана был вопрос обеспечения безопасности в регионе Южного Кавказа. Для Китая, который вкладывает огромные средства в создание Транскаспийского международного транспортного коридора, очень чувствителен вопрос безопасности, отсутствия любых военных угроз и столкновений на данном отрезке пути. 

Об отношениях России и Китая 

Такие огромные государства, как Россия и Китай, с большой по протяженности общей границей не могут не иметь противоречий, и это нормально. За последние 40 лет сотрудничества обе державы научились перешагивать через конъюнктурные проблемы, забывать о технических сложностях и трениях и объединили усилия для строительства единых транспортных коридоров, сфокусировавшись на достижении взаимной выгоды, а не изоляции. 

Санкционные меры против России и частично против Китая подтолкнули обе эти страны углубить отношения между собой и другими соседними странами, отрицая изоляцию. 

Почему в мире меняется отношение к ШОС? 

Десятилетия ШОС считалась мертворожденной организацией, очередной чиновничьей структурой для протокольных встреч. В мире таких блоков создано много. И никто не обращал особого внимания на эту структуру. Но костяк ШОС смог придать живительную силу организации. ШОС обрела смысл тогда, когда другие международные организации не смогли сработать и быть эффективными для торгово-экономического сотрудничества. 

ШОС, в принципе, стала той площадкой, где многие страны мира нашли возможность для выражения собственных интересов, основанных на открытости границ и на позитиве.

Читайте в свежем номере: