Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Большое Евразийское партнерство. Кому выгоден проект?
ПолитикаМеждународные отношения

Большое Евразийское партнерство. Кому выгоден проект?

О том, каким должно быть сотрудничество постсоветских стран в рамках нового проекта «Большое Евразийское партнерство», рассуждали эксперты в ходе видеомоста Астана — Москва — Пекин.

От концепции к практике

Идея о новом проекте под названием «Большое Евразийское партнерство» впервые была озвучена лидерами постсоветских стран 10 лет назад, но лишь сейчас на фоне нынешней геополитической ситуации, санкционных и тарифных войн она обретает актуальность. Российские и казахстанские политологи на этой неделе обсудили, какие именно выгоды сулит этот проект всем его участникам.

«В первую очередь это возможность для сохранения мира и стабильности на территории стран, расположенных на Евразийском континенте (в том числе постсоветские страны. — Прим. автора). Во-вторых, интеграция в рамках данного проекта позволит повысить потенциал как отдельно взятой страны, так и всех стран-участниц», — заявила старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (РАН) Анна Великая.

По ее мнению, евразийским странам сейчас очень важно привлекать к взаимодействию новые страны и регионы. Это Китай, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

«Это логично для нас — идти в те страны, которые обладают огромным демографическим и технологическим потенциалом. Это очень важно в эпоху санкционных и торговых войн. Нам необходимо смотреть туда, где мы будем востребованы, где в нас заинтересованы. Например, у России есть интерес по созданию балетной школы в Мьянме», — сказала Анна Великая.

По ее мнению, очень важно к данным проектам в рамках «Большого Евразийского партнерства» привлекать молодежь.

«Власти должны разъяснять гражданам наших стран, что на деле представляет собой этот проект. К счастью, меня радует, что россияне, особенно молодежь, осознают, что у них есть возможность поехать на стажировку в Астану или Шанхай, а также отдыхать на казахстанский курорт «Боровое», а может, в Бухару или Самарканд», — пояснила российский эксперт.

Она подчеркнула, что успех «Большого Евразийского партнерства» зависит не только от совместных проектов в сфере транспорта и логистики, но и от развития человеческих связей.

Партнерство на равных

Продолжая мысль, высказанную российским коллегой, директор центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев заявил, что будущий успех Большого Евразийского партнерства действительно зависит от отношения партнеров на условиях равноправия и взаимного уважения.

«Например, Китаю и России необходимо поддерживать повышение субъектности стран Центральной Азии. При заключении любых инвестиционных или торговых соглашений центральноазиатским странам приятнее было бы отношение к ним как к равным партнерам, как к субъектам, а не как к объектам», — подчеркнул казахстанский спикер.

В качестве примера он также привел разное отношение к Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) среди Евразийских стран.

«Так, транспортная база проекта «Большое Евразийское партнерство» как фактор успеха уже реализовывается. И тут нужно отбросить в сторону противопоставление Транскаспийского маршрута другим маршрутам, таким как «Север — Юг» или «Один пояс — один путь». Все маршруты Евразийского пространства нужно включить в единую партнерскую логистическую сеть, где никто ни с кем не конкурирует. Мы (Казахстан и другие центральноазиатские страны. — Прим. автора) ищем возможность зарабатывать на всех транзитных маршрутах», — пояснил Алибек Ажибаев.

Вместе мы сила

Докторант Шанхайского университета иностранных языков, руководитель программы китайских и азиатских исследований Евразийской ассоциации международных исследований Антон Бугаенко, продолжая тему сохранения суверенитета, высказанную Анной Великой, заявил, что страны постсоветского пространства (Россия и центральноазиатские республики) в китайской стратегии выступают в качестве источника ресурсов, транзита и объекта инвестирования.

Поэтому он считает, что «Большое Евразийское партнерство» может стать хорошим инструментом для отстаивания своих интересов.

По его мнению, с учетом всевозрастающего влияния Китая евразийские страны могут стать инструментом для торга с Поднебесной за новые условия сотрудничества.

«Китай может «нагнуть» каждого, а если евразийские страны будут выступать вместе, единым фронтом, то есть возможность договориться. Поэтому такие площадки, как «Большое Евразийское партнерство», могут быть инструментами для торга за новые условия», — говорит Бугаенко.

По его мнению, именно евразийское партнерство создаст в будущем более устойчивую систему.

Читайте в свежем номере: