Беспредельное вождение с нарушением ПДД, создание угрозы для жизни, неповиновение представителям власти, уход от погони — мопедисты утроили хаос в центре Алматы. Многих поймали, но не арестовали: хулиганы отделались предупреждением и штрафом в размере двух МРП.
Говорить о том, что в Алматы с приходом весны открылся мотосезон, не совсем корректно. Де-факто как раз у мопедистов он и не закрывался. Некоторые отчаянные, а может, и просто лишенные инстинкта самосохранения мопедисты колесили по улицам города даже тогда, когда его накрывало снегом. Однако выходку, произошедшую в минувшие выходные, иначе как хамством и плевком на закон не назовешь.
Охарактеризовать произошедшее в минувшие выходные, одним словом, крайне сложно. Можно было бы предположить, что «младшие братья» байкеров решили отметить приход тепла и устроить свой мопедопробег из благих побуждений. Однако многочисленные кадры, распространенные в соцсетях, говорят об обратном. Однозначно можно сказать, что акция была организованной. То есть у нее должен быть автор и идейный вдохновитель, в конце концов, тот горе-водитель, который ехал во главе колоны по пешеходному Арбату, рассекая поток гуляющих людей на две части. Кто-то нашел действие забавным, ну а кому-то из прохожих в буквальном смысле пришлось уклоняться, чтобы не попасть под колеса.
В Алматы уже около года ведутся рейдовые мероприятия по мопедистам, в рамках которых им объясняют элементарные ПДД. Да и во всех казахстанских СМИ неоднократно писалось, где и как можно передвигаться на мопедах. То есть водителям хорошо известно, что нельзя ездить по тротуарам, пешеходным переходам и уж тем более по Арбату. Какова же была цель?
Будь это культурная акция, они вряд ли стали бы сбегать от полицейских. Мы же видим грубейшие нарушения ПДД с пересечением двойной сплошной линии, выезды на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, погони, задержания, в ходе которых незначительные повреждения прилучил по меньшей мере один автомобиль. На некоторых записях видно, что мопедисты не просто пытаются скрыться от полицейских, а в буквальном смысле глумятся над ними, нарезая круги на шустрых и маневренных мопедах вокруг неповоротливого автомобильного экипажа. Опять же, зачем? Что они хотели сказать этими выходками? Быть может, это протест против легализации мопедов? К слову, уже через две недели, с 5 апреля, все «безымянные» мопеды окажутся вне закона.
«Сотрудниками Управления местной полицейской службы за нарушения ПДД по данному делу задержаны 13 водителей мопедов. В отношении них составлены административные протоколы по ст. 615 и ст. 620 КОАП РК. На первый раз можно отделаться предупреждением, а уже в следующий раз штраф составит 2 МРП (7864 тенге). Мопеды водворены на специализированную штрафную стоянку», — сообщили в ДП Алматы.
Задержание — это, конечно, хорошо. Но процент задержанных по сравнению с числом нарушителей просто мизерный. То есть налицо неумение полицейских оперативно действовать в такой ситуации. Помимо этого, здесь возникает целый ряд вопросов уже к самим представителям власти.
Почему, имея целый ворох доказательств, не было возбуждено ни одного дела по статье «Хулиганство» (ст. 293 УК РК)? Ведь в этом случае предусмотрены уже совершенно другие санкции. Например, хулиганство, организованное группой лиц по предварительному сговору (а именно такой сценарий и просматривается), наказывается штрафом в размере от 3000 до 7000 МРП. Или для того, чтобы за дело взялись всерьез, обязательно нужны пострадавшие?
Другой не менее любопытный момент касается той самой легализации, о которой говорилось выше. По данным МВД на начало марта, государственные регистрационные номера (ГРНЗ) получили всего 2,5 тысячи мопедистов, в то время как их численность только в южной столице составляет около 50 тысяч единиц. Как выяснилось, большая проблема заключается как раз в невозможности пройти регистрацию — в ЦОНах попросту нет ГРНЗ. Накануне коллеги из автопортала Kolesa посетили центральный ЦОН Алматы (спецЦОН № 1), где лично убедились, что порог госучреждения обивают десятки водителей мопедов. У всех одна проблема — не могут получить номера. И здесь опять вопрос к властям: как случилось, что под занавес процесса легализации в городе, где сконцентрировано самое большое в стране количество мопедов (а как раз именно МВД занимается производством номерных знаков), не оказалось госномеров? Ведь вся процедура плановая, к ней готовились по меньшей мере полгода.
Конечно, этот факт не объясняет произошедшее, даже будь это своеобразной формой протеста. Выходке мопедистов нет оправдания, но и госорганы, получается, не предпринимают достаточно шагов, чтобы процесс легализации, а значит, и наведения порядка на дорогах мегаполиса, реализовывался максимально быстро.
«НП» продолжит следить за тем, как будут развиваться события в данном вопросе, и мы искренне верим в то, что все имеющиеся пробелы будут устраняться так же быстро, как в городе устанавливаются камеры системы «Сергек».