Подростковый буллинг — острая социальная проблема, которая затрагивает школьную среду, семьи и социум в целом. В Казахстане она приобрела особую актуальность: количество фактов увеличивается, а развитие цифровых технологий способствует распространению кибербуллинга.
Города Семей и Алматы как крупные образовательные и культурные центры сталкиваются с этой проблемой в полной мере.
Согласно данным Национального центра общественного здоровья Министерства здравоохранения РК за 2022 год, которые продолжали быть актуальными для анализа в 2023 году, 17,5 процента школьников в Казахстане подвергались буллингу хотя бы раз, а 6,8 процента подвергаются регулярно, то есть два-три раза в месяц и чаще. Среди подростков 11-15 лет 14,1 процента признались, что сами участвовали в травле сверстников. Показатели кибербуллинга вызывают не меньшую тревогу — 13 процентов подростков сталкивались с травлей в интернете, а 11 сами инициировали кибербуллинг.
В 2024 году Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК начал вести отдельную статистику случаев буллинга и кибербуллинга. За январь — октябрь 2024 года было зарегистрировано 121 правонарушение, связанное с травлей несовершеннолетних. Однако лишь в четырех случаях родители агрессоров были оштрафованы, а в 70 дело ограничилось предупреждением. Это указывает на недостаточную строгость мер и сложность привлечения к ответственности несовершеннолетних.
Молчание жертв
Решение с наказанием сдвинулось с мертвой точки после резонансного дела в Семее, где в 2024 году был зафиксирован случай жестокого избиения ученика четвертого класса группой подростков. Пострадавший получил серьезные травмы, а инцидент обсуждался на уровне Министерства просвещения РК. Врачи, комментировавшие состояние ребенка, отмечали не только физические, но и глубокие психологические последствия. Впервые в Казахстане за буллинг вынесли суровое и быстрое наказание. Всех подростков, участвующих в избиении ребенка, отправили в закрытое образовательное учреждение для детей с девиантным поведением. Троих родителей лишили родительских прав, двоих детей — опекунства. Такое решение приняли на заседании комиссии по защите прав несовершеннолетних.
Семей как промышленный и образовательный центр Восточно-Казахстанской области сталкивается с проблемами, связанными с социальным неравенством и недостаточной вовлеченностью родителей в воспитательный процесс. По словам местных педагогов, в школах города нередки случаи вербального и физического буллинга, часто обусловленные различиями в материальном положении или внешностью подростков.
Детский психолог Татьяна Остапенко считает, что строгое наказание — не только самое оптимальное решение, но и хороший урок на будущее.
— Первое и самое главное, о чем необходимо сказать: мы видим последствия и работаем с ними. Ситуация произошла, мы начинаем работать. Но я считаю, что проблему необходимо решать до ее появления. Как? Педагоги в школах должны видеть, что ребенок склонен к агрессии. Самые первые звоночки заметны именно там, в школах. Не каждый родитель придет и скажет, что с его ребенком что-то не так. Этот случай можно рассматривать как прецедент. Всех подростков наказали. Отправили в закрытое учреждение. У нас в обществе как сложилось? Наказать — это значит выпороть. А здесь уже ограничение. Это как бирка. И именно в подростковом возрасте эти бирки остро ощущаются. Ты был в специальном учреждении. Ведь именно с помощью буллинга такие агрессивные подростки самоутверждаются. А тут такое пятно. Они снимали и выкладывали все это именно потому, что хотели славы. Если это так, то мы, конечно, сейчас на них работаем. Но теперь их желание прославиться обернулось не совсем тем, чего они ждали. Пока общество будет толерантным к такому проявлению агрессии, такие случаи будут происходить. Этот показал, что наказание существует и оно вполне реально.
Алматы как крупнейший мегаполис Казахстана демонстрирует более сложную картину. Здесь буллинг принимает как традиционные формы физической и вербальной травли, так и цифровые — кибербуллинг активно распространяется через социальные сети, такие как Instagram и TikTok. В 2024 году в Алматы был принят ряд законодательных мер, направленных на борьбу с буллингом. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, вступившие в силу 16 июня 2024 года, закрепили ответственность за травлю несовершеннолетних, включая штрафы в размере 10 МРП. Однако, как отмечают эксперты, эти меры часто применяются формально, а родители агрессоров нередко избегают наказания.
Школьные войны
Психолог Татьяна Остапенко выделяет несколько причин такого деструктивного поведения.
— Подростки начинают травить других по нескольким причинам, и это часто связано с механизмами стайного поведения. В толпе, когда кто-то начинает кричать или проявлять агрессию, у остальных возникает естественное желание присоединиться к общей эмоции, чтобы не стать объектом травли. Это поведение часто обусловлено внутренними конфликтами и потребностью в принадлежности. В каждой такой группе обычно есть лидер или инициатор, который задает тон. Это может быть связано с желанием утвердить свою власть. В большинстве случаев такие тенденции формируются в семье, но подростки, как правило, не становятся агрессивными просто из-за конфликтов в семье. У них уже есть внутренние проблемы, которые могут быть усугублены яркими событиями или ситуациями. Они могут не осознавать, что причиняют боль другим, и вместо этого ощущают удовлетворение от своей власти над жертвой. Это похоже на ситуацию в семьях, где агрессивные родители также наслаждаются контролем над своими детьми.
Буллинг в Казахстане — это не только школьная проблема, но и отражение более глубоких социальных и культурных процессов. Основные аспекты проблематики — недостаток осведомленности. Многие родители и педагоги не распознают буллинг на ранних стадиях, считая его детскими конфликтами. Это приводит к эскалации травли и тяжелым последствиям. Сказывается отсутствие системной профилактики. Несмотря на внедрение антибуллинговых программ в некоторых школах, их эффективность ограничена из-за недостаточного финансирования и подготовки учителей. Это, как говорит детский психолог, юридические сложности. В Казахстане возраст уголовной ответственности составляет 14 лет, что затрудняет наказание подростков за буллинг. Даже административные меры часто не применяют из-за несовершенства законодательства. Рост популярности социальных сетей лишь усиливает проблему, так как травлю в интернете отследить сложнее.
В Семее и Алматы эти проблемы усугубляются локальными факторами. В Семее это социальное расслоение и недостаточная психологическая поддержка в школах. В Алматы — высокая конкуренция, давление социальных стандартов и доступность цифровых платформ.
Что скрывает детский буллинг
Специалисты выделяют несколько ключевых причин подросткового буллинга:
Семейное воспитание. «Дети, растущие в атмосфере агрессии, перенимают такую модель поведения», — подчеркивает клинический психолог Айгуль Жумагулова.
Социальное неравенство. Различия в материальном положении становятся поводом для травли.
Групповое давление. Подростки стремятся утвердиться в коллективе, и буллинг становится способом демонстрации силы или лидерства. Это особенно заметно в Алматы, где социальный статус играет важную роль.
Влияние медиа. Агрессивные модели поведения, популяризируемые в социальных сетях и массовой культуре, усиливают склонность к травле. Подростки копируют то, что видят в TikTok или играх.
Психологические особенности возраста. Подростковый период характеризуется эмоциональной нестабильностью и поиском идентичности, что делает буллинг способом самовыражения для некоторых детей.
Последствия буллинга оказывают разрушительное воздействие на всех участников процесса — жертв, агрессоров и свидетелей. Для жертв это психологические проблемы. Депрессия, тревожные расстройства, снижение самооценки — типичные последствия. По словам психолога из Алматы Марины Ким, «жертвы буллинга часто чувствуют себя изолированными и теряют доверие к окружающим». Это и суицидальные мысли. В Казахстане в 2023 году число попыток суицида среди подростков выросло на 17,8 процента, и буллинг считается одним из триггеров. В Семее и Алматы были зафиксированы случаи, когда травля приводила к трагическому исходу. Возникают учебные трудности. Пострадавшие теряют мотивацию к учебе, что отражается на их успеваемости. Для агрессоров это закрепление агрессивных моделей. Без вмешательства взрослых буллинг становится нормой поведения, что повышает риск антисоциального поведения в будущем.
Кстати, в Казахстане с 2024 года агрессоры или их родители могут привлекаться к административной ответственности, что создает дополнительные социальные риски для семей.
Между тем буллинг формирует атмосферу страха и недоверия в школах, снижая качество образования. Свидетели травли часто испытывают чувство вины или страха, что также влияет на их психологическое благополучие.
Специалисты сходятся во мнении, что борьба с буллингом требует комплексного подхода. Так, детский психолог Татьяна Остапенко считает: «В ситуации буллинга важную роль играют педагоги, которые часто избегают конфликтов с хулиганами. И последние ведут себя агрессивно, не заботясь о том, кого травить — детей, взрослых или учителей».
Что делает государство?
Вице-министр просвещения РК Едил Оспан отмечает, что в 2024 году число случаев буллинга снизилось на пять процентов благодаря внедрению антибуллинговых программ. Однако он признает, что проблема остается актуальной, особенно в регионах с высоким уровнем социальной напряженности, таких как Семей.
Детский омбудсмен Динара Закиева акцентирует внимание на необходимости защиты прав детей: «Буллинг наносит непоправимый ущерб психике. Государство должно искоренить это явление, начиная с изменения школьной культуры». В качестве средства борьбы предлагается внедрение антибуллинговых программ. Таких, например, как модельная программа Восточно-Казахстанской области, которая показывает успех с 2013 года. Она включает:
обучение учителей и школьных психологов методам распознавания и предотвращения травли;
проведение родительских собраний и тренингов по воспитанию;
психологическую поддержку семей, находящихся в группе риска;
ужесточение ответственности за буллинг, включая кибербуллинг, с учетом возраста участников;
разработку четких процедур рассмотрения жалоб на травлю;
обучение подростков безопасному поведению в интернете;
мониторинг социальных сетей школами и правоохранительными органами;
расширение сети молодежных центров здоровья, которые уже действуют в Казахстане (157 центров по состоянию на 2023 год);
создание горячих линий для жертв буллинга.
Мнения специалистов подчеркивают необходимость изменения школьной культуры и повышения осведомленности общества. Только совместными усилиями государства, школ, родителей и самих подростков можно создать безопасную среду, где каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным и услышанным.
Фото Талгата Галимова