Британский сервис для сравнения цен товаров и услуг Uswitch провел опрос среди своих пользователей и обнаружил, что 23 процента в возрасте от 18 до 35 лет никогда (!) не отвечают на телефонные звонки.
Эти молодые люди предпочитают общаться в соцсетях или мессенджерах голосовыми и текстовыми сообщениями. Наибольший страх у молодежи вызывают так называемые внезапные звонки, которые якобы никогда не приносят хороших новостей. Если разговор по телефону все-таки неизбежен, то его следует спланировать заранее по другим каналам, считает молодая категория респондентов.
Еще более впечатляющие данные приводят социологи, нанятые австралийским CommBank. По их информации, 98 процентов молодых австралийцев предпочитают общаться с родными и друзьями вживую или текстом, а к звонкам прибегает лишь каждый десятый из них.
Тема страха перед телефонным разговором активно обсуждается на платформе Reddit, сочетающей качества соцсети и форума. Его участники объясняют эту боязнь четырьмя основными причинами. Первая: якобы всего процент звонков приходится на родных, друзей, коллег адресата, а остальные — на рекламщиков, маркетологов и мошенников. Вторая: звонящий требует к себе немедленного внимания, что не всегда возможно, а в переписке можно ответить тогда, когда готов к этому. Третья: звонок может привести к долгому разговору, который помешает заниматься срочными делами. Четвертая: внезапные звонки выбивают из колеи, нарушают ритм жизни и часто приносят с собой заботы, в которых надолго мысленно застревает адресат.
Психологи называют подобную нелюбовь к звонкам телефонной раздражительностью, телефонофобией и просто телефобией. Хотя последний термин вполне применим и к охлаждению интереса молодежи и всего населения в целом к телевидению по куда более веской и очевидной причине — в результате засилья неотключаемой назойливо-тупой рекламы, ставшей настоящим могильщиком TV-вещания.
Телефонофобия — не новое явление, оно возникло задолго до появления мобильников и смартфонов, объясняет сайту Forbes Young психолог Маргарита Спасская. «Зачастую о телефонофобии речь идет в контексте социальной тревожности, то есть социофобии, — рассказывает Спасская. — Еще в 1980-х наблюдался существенный рост публикаций о телефонофобии в рамках более широких исследований страхов. Этот рост, судя по всему, отражал изменения в приоритетах психиатрических и психологических исследований и смещение фокуса внимания на тревожные расстройства и их влияние на психическое здоровье».
Дискомфорт, связанный с телефонными звонками, может проявляться как на физическом, так и на психологическом уровне, отмечает психолог. К эмоциональным признакам относятся сильное волнение перед звонком, чувство стыда, ожидание негативной реакции или страх отказа (например, если речь идет о собеседовании при приеме на работу). К физическим же проявлениям телефонофобии, по словам Спасской, относятся учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, дрожащий голос, а в отдельных случаях даже напряжение в мышцах и тошнота.
Но бороться с телефонофобией есть смысл только тогда, когда она действительно приносит человеку вред, считает Спасская. Она обращает внимание, что нежелание общаться по телефону иногда бывает связано с тем, что сами люди изменить не могут. В частности, с особенностями их личности и родственно-дружеских связей, переживаниями о событиях, в которые человек вмешаться не в силах.
«Например, вы много работаете с людьми и в течение дня перегружены общением, — рассуждает психолог. — От звонков вы можете уставать, избегать их — это естественная реакция, потому что вы нуждаетесь в восстановлении сил. Если временное ограничение общения помогает вам отдыхать и восстанавливаться, то это не та ситуация, из-за которой следует преодолевать свое желание избежать звонка. Только в том случае, если этот страх существенным образом негативно влияет на вашу жизнь, можно поискать способы облегчить для себя какие-то ситуации».
То есть важно разобраться в том, что такое телефонофобия в каждом конкретном случае — реальность или страшилка как результат самовнушения или влияния окружения. Как отмечает Спасская, если барьер перед звонками вредит жизни (например, мешает получать актуальную лично для человека информацию или выгодные предложения по работе), важно постараться понять, что именно вызывает тревогу: необходимость звонить самому, входящий звонок или что-то иное. «От того, что вы обнаружите, можно отталкиваться, выбирая способ преодоления фобии», — объясняет психолог.
Как сообщила газета New York Post, консультант Ноттингемского колледжа Лиз Бакстер ведет специальный курс, который учит молодых людей справляться с телефонофобией. На занятиях слушатели, сидя спиной друг к другу, разыгрывают сценарии звонка врачу, работодателю, чиновнику и другим условным собеседникам. Это, по мнению Бакстер, помогает студентам обрести уверенность в себе. Похожие тренировки практикуют и другие американские учебные заведения.