С начала текущего года на территории государственного лесного фонда Казахстана уже зарегистрировано 32 лесных пожара. Однако их может стать еще больше, потому что профильным организациям не хватает финансирования, профессиональных кадров и технического оснащения.
И винить в данном вопросе ни Минэкологии, ни самих лесников невозможно. Потому что они зависят от выделяемых денег, и экономить на этом нельзя. Слишком быстро уполномоченные органы забыли страшное лето 2023 года, когда в результате ужасающего пожара (кстати, появившегося в результате поджогов) погибли 14 (!) человек и были выжжены до основания сотни тысяч гектаров леса, в том числе реликтового сосняка.
Прошло два года, однако к нынешнему пожарному сезону, несмотря на усилия лесников, посильную помощь, оказываемую профильным министерством, все равно оказались не готовы лесные учреждения Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областей, а также резерват «Семей орманы».
О чем и было заявлено в ходе очередного заседания Правительства.
Итог — с начала текущего года на территории государственного лесного фонда страны уже было зарегистрировано 32 лесных пожара на общей площади 4831 гектар. Из них свыше 1000 гектаров выгорело в особо охраняемых природных территориях, таких как ГЛПР «Семей орманы», ГЛПР «Ертис орманы» и Национальный парк «Баян аул». И 27 (!) пожаров было зафиксировано местными исполнительными органами четырех областей — Атырауской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской и Жетысу. Там в общей сложности от пожаров пострадало свыше 3770 гектаров.
Происходящее, кажется, ничему не учит предполагаемых виновников, из-за которых огонь переходит со степи на лесные угодья, которые по весне таким образом пытается «навести порядок» на полях, а в результате случайно или намеренно поджигают леса — народное достояние, богатство Казахстана. Их в стране и без того мизерная доля по отношению к ее площади.
Потому уже, кажется, это ни для кого не секрет — об этом говорит МЧС, это утверждает и профильное министерство, да и анализ прошлых лет показывает, что «основными причинами возникновения лесных пожаров является переход огня со степи». Иными словами, это человеческий фактор. И только потом сухие грозы, которые могут проявлять себя в Павлодарской или Семипалатинской областях, да и то в особых летних условиях. Но никак не зимой, не ранней весной и уж точно не в апреле.
Да, в республике продолжается внедрение систем раннего обнаружения лесных пожаров. И на сегодня охват территорий этими системами в стране, доказавшими свою эффективность, составляет 1,3 миллиона гектаров государственного лесного фонда. Но этого мало, пусть даже в течение всего 2025 года они будут установлены в дополнительном количестве на лесных пространствах ГЛПР «Семей орманы» и еще в 23 лесхозах.
— К концу года системой будет охвачено 5,6 миллиона гектаров государственного лесного фонда, — подтвердил министр Минэкологии Ерлан Нысанбаев. По его словам, «выделенное финансирование не покрывает потребности в полном объеме», что вынудило его обратиться к премьеру «для содействия в решении столь важного вопроса, на который дополнительно требуется 11 миллиардов тенге».
Более того, согласно данным главы экологического ведомства, на сегодняшний день при потребности в 256 пожарно-наблюдательных вышках в наличии лесхозов акиматов имеется только 185. Плюс неисправно 75 единиц пожарной техники, 132 машины из 314 подлежат списанию, а это 42 процента (!) всего автопарка, который задействован на охране лесного фонда. Но при этом почему-то акиматы областей, имея средства от эмиссий, даже не думают выделять их на лесоохранные мероприятия.
— Например, в Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях недостаточно лесных пожарных станций. Тогда как половина имеющихся построена в 50-60-х годах прошлого столетия, — заявил Ерлан Нысанбаев.
То есть они находятся практически в непригодном состоянии. О какой защите лесных угодий можно говорить в таких условиях? Ведь лес и его составляющие для Казахстана, повторим, — это то, на чем нельзя экономить.
Министерством, конечно, принимаются все необходимые меры по приведению подведомственных организаций в полную боевую готовность и недопущению крупных лесных пожаров на территории государственного лесного фонда. Но один в поле не воин. Тем более что сегодня все так же не решен вопрос с кадрами лесной охраны, численность которой оставляет желать большего.
Так, Восточный Казахстан испытывает необходимость в 833 профессиональных защитниках леса, Акмолинской области не хватает 504 человека, Павлодарской области — 92. Что уж говорить об авиационной охране лесов, на которую тоже не хватает финансирования.
Фото Талгата Галимова