Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоПроисшествия

Запланированная смерть

WELAR

С момента ЧП в АО «Майкаинзолото» прошло полмесяца, но автобус с двумя спасателями все еще под завалом, хотя люди и техника работают там круглосуточно. Параллельно работает специально созданная комиссия, которая должна установить причину и, возможно, назвать имена ответственных за смерть людей. На днях в сети появилось видео с запечатленным на нем моментом падения автобуса в провал, снятое на камеру видеонаблюдения. Оказывается, была и вторая машина, но водитель успел затормозить. 

В интернете опубликовано письмо бывших работников предприятия, где они говорят о том, что расследование может пойти не по тому пути. 

«Мы, старые работники ГОКа и шахтеры подземного рудника, считаем, что отработка месторождения «Майкаин В» шла с большими нарушениями единых правил безопасности при подземных работах. Нам стало известно, что в последние годы разрабатывались полиметаллические руды на северо-восточном фланге месторождения с борта существующего карьера через штольни на нескольких горизонтах. При этом добыча руды проводилась без закладки специальным раствором пустот блоков и камер, как было предусмотрено в проектных документах. В результате этого над отработанными блоками образовалось большое очистное пространство, которое с годами постоянно увеличивалось, а в итоге обрушилось с поверхности в момент проезда автобуса. Размер обрушения в виде глубокой воронки показывает, что это произошло не случайно, а в результате бесконтрольной откачки руды. Проверки, которые раньше проводись государственными органами, и их замечания, как правило, игнорировались и не исправлялись», — отмечается в письме. 

03-НП-Попова-майкаинзолото2-1.JPG

Свою точку зрения на произошедшее высказал бывший главный геолог предприятия Болат Кабазиев, работавший здесь 12 лет, с 1983 года, причем трудился он именно на подземном руднике, где и произошла трагедия. Изначально добыча руды на месторождении «Майкаин В» велась открытым способом, который считается самым дешевым. Но чем глубже уходило рудное тело, тем сложнее было его добывать. Настал момент, когда это стало не только невозможно технически, но и экономически нецелесообразно. Тогда-то, в 1979 году, и было решено перейти на подземную добычу. Для этого было пройдено два ствола шахты: один — капитальный, второй — вспомогательный, вентиляционный, используемый как запасной выход на случай ЧП. В 2014 году в борту карьера сделали несколько горизонтальных штолен и начали разработку северо-восточного фланга месторождения. «Согласно проекту, была предусмотрена закладка пустот. Это значит, что отрабатывается определенный участок или камера, а по окончании работ он должен быть заполнен цементным раствором. К сожалению, по моим данным, с 2014 года закладка не проводилась, то есть пустоты таковыми и оставались», — уточнил геолог. 

Согласно действующим нормативно-правовым актам в сфере недропользования, прежде чем приступить к разработке любого месторождения составляется проект промышленной разработки или план горных работ, который проходит обязательное согласование в госорганах по ЧС и экологии. Системы разработки определяются специализированными научно-исследовательскими организациями по результатам геотехнических исследований на стадии разведки месторождения. Еще лет пять-шесть назад проекты утверждались экспертной комиссией по разведке и разработке при Комитете геологии. Сейчас проект утверждают сами недропользователи. 

03-НП-Попова-майкаинзолото2.JPG

Рудник “Майкаинзолото” разрабатывается с 30-х годов прошлого столетия. И тут оценку устойчивости пород должно проводить само предприятие, то есть сам недропользователь решает, надо ему вкладывать деньги в эти исследования или нет, чтобы привлечь стороннюю организацию. Как отмечают эксперты, все основывается на соблюдении проектных решений и ведении мониторинга устойчивости горного массива. Что касается пустот, то это нормальное явление в многоэтажных отработках, оно планируется, необходимо вести их учет, а затем, согласно плану горных работ, заполнять. Закладка бывает разная: сухая либо твердеющая. Все зависит от устойчивости пород. Рекомендации по использованию типа закладки выдает специализированная организация по безопасному ведению горных работ. Проверку данных работ должна проводить служба ЧС. 

“Можно предположить, что служба ЧС свою работу не выполняла. Либо глаза закрывали на это, либо не было соответствующих специалистов. План горных работ раньше согласовывался с Комитетом промышленной безопасности. Ежегодно согласовывается работа на год, где прописываются не только объем добычи, но и меры по ликвидации деятельности, а также вопросы по экологии”, — отметил Болат Кабазиев. По мнению геолога, данная авария кроме человеческих жизней нанесла серьезный урон и самой компании: “похоронили” руду, а может, и месторождение, которое, по сути, принадлежит государству. 

Говорят, что нынешний сербский инвестор Милан Попович уже несколько лет тщетно пытается избавиться от предприятия, поэтому несложно предположить, что никаких средств на развитие, а уж тем более на модернизацию предприятия не направлялось и не планировалось. Возможно, “Майкаинзолото” и является определенной обузой для инвестора, но Лондонская биржа, где и определяются цены на золото и медь, без прибыли его не оставит. К тому же последние пять лет на предприятии наблюдается рост налоговых отчислений, что может свидетельствовать если не о процветании, то о стабильности бизнеса. 

Правда, на охране труда работников это не сказалось. 

Фото ДЧС 

Читайте в свежем номере: