По данным МЧС РК, на 25 апреля в Атырауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях продолжаются противопаводковые мероприятия, ликвидация их последствий и оказание помощи населению. В ряде районов Западно-Казахстанской области продолжается мониторинг уровня воды реки Жайык, наблюдается постепенный спад. Новых случаев подтопления домов и дач не зарегистрировано. Отведена и откачана вода из 5987 жилых домов и 2584 дворовых территорий в Северо-Казахстанской, Атырауской и Актюбинской областях. По республике вернулись в свои дома 31416 человек. В эвакопунктах остаются 8560 человек, из них 3717 детей.
Казахстан сократит расходы на различные мероприятия из-за масштабных наводнений. Президент поручил Правительству и акиматам отказаться от проведения имиджевых и других крупных мероприятий.
«Мы сократим расходы Всемирных игр кочевников. Отменить такое мероприятие уже невозможно, но бюджет будет значительно сокращен. Кроме того, будет сокращен бюджет проведения и участия нашей страны во Всемирной выставке в Токио», — сказал Касым-Жомарт Токаев во время встречи с эвакуированными жителями в Петропавловске.
В Атырауской области во время паводков объявили конкурс на проведение скачек и выделили на это 54,5 миллиона тенге. Речь идет о межобластных соревнованиях по байге «Ұлы дала тұлпары». Объявление для потенциальных поставщиков было размещено на сайте государственных закупок 9 апреля. Если конкурс все-таки состоится, то поставщик должен будет провести скачки до конца года.
Кому потоп, а кому мать родная
Во время поводков некоторые предприимчивые люди решили подзаработать. Так, в Петропавловске аренда жилья подорожала в два-три раза. После обрушившегося потопа стоимость аренды однокомнатных квартир взлетела до 240-250 тысяч тенге, а двухкомнатных — до 300 000. До наводнения однушки сдавались по 100 000 тенге.
В Костанайской области предприимчивые водители эвакуаторов предлагали преодолеть подтопленный, а потому закрытый участок трассы Екатеринбург — Алматы за 10 000 тенге за 400 метров. Именно такой участок был подтоплен.
Уже есть подозреваемые в хищении одного миллиарда тенге, который выделяли до начала масштабных наводнений, сообщали в Агентстве по финансовому мониторингу.
«Подозреваются и предприниматели, которые получали тендеры, и должностные лица, которые участвовали в подписании актов выполненных работ», — сообщил заместитель председателя Агентства по финансовому мониторингу Женис Елемесов.
В Улытауской, Актюбинской, Кызылординской областях и Алматы заведено четыре уголовных дела по подозрению в хищении денег, выделенных на строительство гидросооружений.
«Те деньги, которые сейчас выделили, эти 140 миллиардов тенге, мы в рамках своих полномочий в обязательном порядке будем проводить оперативно-розыскные мероприятия, финансовый мониторинг, отслеживать, чтобы такого у нас больше не было, минимизировать эти риски. Если будут выявлены какие-то факты, будем пресекать их», — заверил Елемесов.
Между тем свою помощь Петропавловску оказали жители приграничного российского Омска. Отправили девять ГАЗ с гуманитарной помощью.
«В самом городе перебои с электричеством, проблемы с питьевой водой. Нашим соседям очень нужна наша поддержка», — сообщалось на официальной страничке общественной организации «Казахи Омска» в соцсети «ВКонтакте». Муфтий Духовного управления мусульман города Омска и Омской области Бота Бакулин также оказывает поддержку по сбору для жителей Петропавловска: «Только за минувшую неделю на сайте «Касается каждого» зарегистрировалось около 3000 казахстанцев, желающих оказать помощь пострадавшим от паводка. Тысяча человек отметили, что готовы выехать с нами в затопленные регионы, 200 из них уже отправились помогать спасателям в Уральске, Петропавловске и Акмолинской области. Остальные зарегистрированные выразили желание помогать в сборе и расфасовке гуманитарной помощи. Их усилиями центр «Касается каждого» отправил уже три рейса с водой, продуктам, товарами первой необходимости и инвентарем в пострадавшие регионы».
Брифинговое право
В Мажилисе депутат от фракции партии AMANAT Екатерина Смышляева озвучила запрос заместителю Премьер-министра Канату Бозумбаеву о проблемных вопросах устранения последствий паводков.
«В тех регионах, где вода отступила, начался сложный период устранения последствий и возмещения потерь. Разработаны алгоритмы, утверждены правила. Но на деле мы знаем, что каждая жизненная ситуация имеет свои особенности. Уровень ущерба настолько серьезен, что самостоятельно с ним не справится даже тот, кто никогда не просил о помощи», — отметила депутат.
Вопросы возникли не на пустом месте: мажилисмены были в регионах, встречались с пострадавшими. По результатам обратной связи выявились проблемные вопросы.
«Первое. На восстановление аварийных и разрушенных домов уйдет время. Семьям необходимо где-то проживать. Стоимость аренды жилья — это неподъемные деньги. При этом уже есть работающий механизм по субсидированию 50 процентов арендной платы для социально-уязвимых категорий граждан. В бюджете заложены средства. Предлагаем распространить нормы правил на пострадавшие семьи», — предложила Смышляева.
Следующая проблема — санитарная обработка жилых помещений и дворов после ухода воды. В качестве предложения — предусмотреть необходимые средства на проведение санитарной обработки в бюджете и сделать это силами специализированных организаций.
«Проблема оформления имущества. Сегодня в регионах людям оказываются текущая юридическая и нотариальная помощь в части оформления наследства и других процедур. Но это рутинные вещи. В судах нужны будут услуги адвокатов в других объемах», — отметила депутат.
В сложной ситуации оказались семьи, которые на момент затопления арендовали жилье.
Как им будут возмещаться затраты? При том, что рынок арендного жилья по-прежнему остается серым и большая часть арендаторов не имеет на руках договоров аренды. И, наконец, часто центральные исполнительные органы через пресс-службы дают разъяснения и обещания, при этом соответствующие НПА доводятся до регионов гораздо позже или вообще не доводятся.
«Такое «брифинговое право» на деле юридической силы не имеет. В итоге люди ждут обещанного, а у акиматов связаны руки без четких управленческих инструкций», — заявила Смышляева.
За помощь придется побороться?
В селе Розовка Павлодарского района во время поднятия уровня воды у ИП «Хохленко» утонула пасека с 80 пчелосемьями. Несмотря на все попытки спасти ульи (были сделаны противопаводковые насыпи), пчелы погибли. Предприниматель подал заявку на возмещение ущерба — 2,8 миллиона тенге. «Вроде говорят, что должны помочь возместить эту сумму. Однако ни от одного должностного лица еще не слышал, что точно окажут содействие. Нас приглашают, смотрят документы, отправляют их дальше. Все говорят так: «Обещать не можем, постараемся помочь». Говорят, насчет
В акимате Западно-Казахстанской области сообщили, что в районах начата работа по определению участков под будущее строительство. Комиссии выявили 397 непригодных для жилья домов. Относительно Уральска четкого решения по поводу того будут ли возводить для дачников многоэтажки или же дома в частном секторе, пока нет. Каждой семье, которая во время паводка потеряла свое единственное жилье, по словам заместителя акима ЗКО Тлепбергена Каюпова, предоставят недвижимость общей площадью не более 80 квадратов стоимостью не выше 22 миллионов тенге.
Что можно купить на 150 МРП?
В социальных сетях пострадавшие задаются вопросом, что можно купить на 150 МРП, или около 553 000 тенге из бытовой техники. Не говоря уже об одежде и прочем. Люди предлагают не давать им денег. Они готовы получить возмещение уже готовой техникой, понимая, что за полмиллиона тенге в лучшем случае можно приобрести самый дешевый холодильник в пределах 200 000, легкую одежду на лето и посуду в «низкоцене». И все же главный на сегодня вопрос для тех, кто лишился жилья — где жить?
Чтобы восстановить подтопленные дома,
Дачникам из Костаная, которые используют свои домики как единственное жилье, пришедшим на прием в акимат, сообщили, что оценщики работают, но не справляются с объемом. Кроме того, им пообещали выплатить единовременную компенсацию в 100 МРП. Деньги выделены, выплаты начнутся в ближайшие дни после сверки документов. Как говорится, не жили богато, и не стоит начинать.