Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Вандализм — плевок в культуру
ОбществоПроисшествия

Вандализм — плевок в культуру

Именно такими словами начал свой депутатский запрос мажилисмен Сергей Пономарев, обратившись в адрес Премьер-министра РК Алихана Смаилова с просьбой принять самые действенные меры против бескультурья в сегодняшнем обществе. Оно, по словам мажилисмена, перешагивает все мыслимые и немыслимые границы. И с ним трудно не согласиться.

— Хочу поднять вопрос о нашей культуре, вернее бескультурье. Только в нынешнем году было официально зарегистрировано более тысячи фактов вандализма, тогда как в реальности, уверен, их гораздо больше. Причем участились акты вандализма не только в городах и аулах, но и в заповедниках, у памятников и в природных парках. Да, они были всегда, но надписи типа “здесь был Вася” появляются уже в самых труднодоступных местах, причем их пишут даже чиновники, отвечающие за развитие культуры, о чем недавно шумели социальные сети. Или еще пример: девочка малюет каракули на памятнике истории, а снимает ее собственная мама. И это вместо того, чтобы остановить ребенка и разъяснить, что этого делать нельзя! — возмущается депутат. 

А еще в Северо-Казахстанской области фермеры запахивают места древних городищ, да и археологические карты сакральных мест позабыты. Ну а то, что вандалы не гнушаются кладбищами, кажется, давно стало притчей во языцех. Только грустной. 

— В Шымкенте пропали мраморные таблички с Мемориала славы, от вандализма страдают и граждане. Я, например, лично столкнулся с подобным на могиле своих родителей на кладбище в центре Алматы, но виновных так и не нашли. Грабители могил массово разбивают хрупкие чугунные оградки, выносят в мешках и сдают в пункты приема цветного лома, — подчеркивает Пономарев. 

Но и это далеко не все. 

Если какому-то историческому объекту “повезет” и его “приговорят” к реставрации, то, по мнению мажилисмена, лучше бы он рассыпался от ветхости. 

— Особо хочу сказать о квалификации реставраторов. Горе-специалисты порой хуже вандалов. Не имея должной квалификации, зачастую они так искажают облик объектов новоделом, что он теряет свою историческую ценность. Очень быстро объект, стоявший сотни лет, ветшает окончательно, — сетует Сергей Пономарев. 

Напомним, что сегодня в Казахстане насчитывается — пока еще в относительно целостном виде — более 25 тысяч объектов историко-культурного наследия, из них 12 тысяч — со статусом памятников истории и культуры. И пусть в республике с начала 2023 года ужесточили наказание за вандализм — за надписи, рисунки или иные действия, оскорбляющие общественную нравственность, предусмотрен штраф от 50 до 160 МРП, либо исправительные работы до 160 часов, либо арест до 40 суток, толку, судя по всему, от этого мало. Даже то, что в стране проводятся различные акции — то же молодежное крыло “Жастар рухы” партии АМАNAT запустило масштабное движение, силами молодежи в Бурабае была очищена знаменитая скала Жумбактас, а также несколько других объектов, — всего этого явно недостаточно. И продолжающие пестреть позирующими вандалами на фоне уничтожаемых ими памятников социальные сети тому подтверждение. 

Между тем большим подспорьем в борьбе с вандализмом, утверждает мажилисмен, могли бы стать современные технологии, в частности видеонаблюдение. 

— В этом году МВД совместно с акиматами запланировало установку 28 тысяч камер, однако госорган почему-то снизил этот показатель до 18 тысяч. Я уверен, что необходимо вернуться к запланированной цифре, причем не откладывая, — говорит Пономарев. 

Борьба с вандализмом — это не только административные и уголовные наказания. И решать проблему надо комплексно. А значит, Правительству не помешало бы изучить практику применения законодательства в отношении сохранности историко-культурных объектов при выделении земельных участков, но главное — восстановить карты сакральных мест и проработать вопрос по увеличению штрафов за вандализм. Тогда как Министерству культуры и информации — законодательно расширить полномочия инспекторов центров исследования, реставрации и охраны культурного наследия, усилив техническое оснащение таких объектов. Не забыв попутно повысить квалификацию своих сотрудников. 

Читайте в свежем номере: