Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоПроисшествия

Простые правила

Мошенники продолжают совершенствовать свои навыки, но защититься от них можно

Наркотики, секс и оружие на протяжении десятилетий возглавляли ТОП-3 криминального дохода. Но, похоже, что в их числе скоро появится такая сфера, как интернет-мошенничество. Веб-аферисты продолжают совершенствовать свои схемы, стараясь довести их до идеала, однако и против такого виртуального лома есть свои приемы. 

Халява 

Накануне Казпочта опубликовала предупреждение, в котором сообщает, что киберпреступники крадут персональные данные казахстанцев, рассылая SMS-сообщения якобы от QazPost (АО «Казпочта»). В простом и незамысловатом тексте мошенников сообщается, что на имя получателя прибыла посылка, но на ней указан неверный адрес доставки. А уточнить этот адрес казахстанцам рекомендуют, перейдя по указанной в сообщении ссылке. Та, в свою очередь, переводит на фишинговый сайт, один в один похожий на сайт Казпочты, а дальше людям предлагают ввести персональные данные для дальнейшего псевдопроцесса регистрации адреса, куда несуществующую посылку нужно перенаправить. Естественно, все, чего можно дождаться, — это опустошения счетов, о чем в Казпочте и предупредили. 

«Уважаемые клиенты, участились случаи с мошенниками, которые покупают товар на известной площадке и высылают ссылки для ввода данных банковских карт. Никогда не сообщайте никому номер вашей банковской карты и CVV-код. Если вы все же решаете совершить платеж на неизвестном сайте, помните, что несете полную ответственность за свое решение. Будьте осторожны, если вам предлагают перейти на подозрительные сайты, которые могут иметь название официального, это зеркальные сайты. Их целью является получение ваших личных данных, оплаты товаров или доставки. Если вы ждете посылку, рекомендуем проверять статус доставки только на нашем официальном сайте post.kz или в мобильном приложении. Уведомления от Казпочты отправляются только с официального короткого номера «1499», — пояснили в Казпочте. 

Давайте попробуем разобраться, почему на такой простой схеме попадается большое количество людей. Причин, по меньшей мере, три. 

Во-первых, мошенники очень ювелирно подобрали направление, в котором расставляют свои сети. Ведь сейчас действительно очень большое число казахстанцев заказывает изза границы самые разные товары, которые доставляются различными почтовыми службами, в том числе и Казпочтой. Отдельные граждане делали такие покупки и раньше, однако сейчас, когда инфляция продолжает скакать невероятными темпами, люди просто вынуждены искать альтернативу. Если покупать вещи на проверенных площадках, те же самые товары можно приобрести в два, а порой и в три раза дешевле, чем в Казахстане. А чем больше людей вовлечено в тему, тем больше у аферистов вероятность реализовать задуманное. 

Во-вторых, многие казахстанцы до сих пор небрежно относятся к конфиденциальной информации и не проверяют данные. Ведь необходимости давать дополнительные данные о себе нет в принципе. Если кто-то заказал товар за границей, то каждой посылке присваивается индивидуальный номер (ID), имея который, можно проверить не только конечный адрес назначения, но и отследить местоположение посылки в любой момент. Если уж из Казпочты позвонили с таким сомнительным сообщением, ничто не мешает проверить, дошла ли вообще посылка до Казахстана. 

В-третьих, есть такое грубое, но очень емкое слово «халява». Может ли человек, который не заказывал что-либо, получить посылку? Наивно полагать, что да. Однако есть и такие персонажи, которые, верят в то, что «система дала сбой» и им в руки, а точнее на их почтовый адрес, вот-вот попадет чья-то посылка, в которой находится некая материальная ценность. Халява! Только вот заканчивается она в лучшем случае опустошением банковских карт, в худшем — навешиванием кредитов. 

Дьявол кроется в деталях

Выше была описана простейшая форма мошенничества, на которую попадаются те люди, что прежде не погружалась в тему мошенничества. Обрабатывать таких жертв проще. Но есть и другие мошеннические направления, где орудуют настоящие акулы сферы, способные ввести в заблуждение даже просвещенного человека. 

Приведем пример из ближнего окружения, когда жертвой аферистов чуть было не стал один из сотрудников редакции. Казалось бы, уж кто-кто, а журналисты точно не должны попадаться на какие-либо уловки мошенников, ведь они постоянно работают с информацией, а инфоповодов мошенники дают более чем достаточно. Тема, как говорится, неисчерпаемая. 

Но, как оказалось, при должном уровне подготовки самих мошенников в капкане может оказаться даже подкованный человек. Мы расставим небольшие акценты, которые позволят понять схему, которая применяется аферистами во всех сферах труда. 

В биографии нашего коллеги есть отрезок жизни, когда он трудился в госучреждении, которое, пусть и косвенно, связано с особой информацией ограниченного уровня допуска. Конечно, не под грифом «совершенно секретно», но работать с достаточно серьезными документами, контроль за которыми курировал в том числе и КНБ, приходилось. 

Из того госучреждения наш журналист уволился так давно, что даже договор о неразглашении информации утерял свою силу. При этом чувство ответственности и понимание потенциальных последствий сохранилось до сих пор. На этом, собственно, аферисты и попытались сыграть. 

Стоит отдать должное профессионализму мошенников (не похвалы ради, а для обострения внимания читателя), которые готовились к этой разработке долго и скрупулезно: они изучили особенности деятельности предприятия, выпускаемую продукцию и специфическую терминологию. Разговор состоялся короткий, но предельно детализированный. 

Раздается звонок на сотовый. Подчеркнем, что на экране мобильного телефона высветился не сомнительный номер с кодом каких-нибудь Канарских островов, а имя человека из записной книжки нашего журналиста. Человека, который тогда трудился, а может быть, и сейчас трудится в данной организации. Ремарка: современные технологии действительно позволяют делать и такие подмены. Как это происходит — дело третье, но важно четко понимать, что визуальный обман все чаще применяется при реализации мошеннических схем. 

Мошенник на другом конце провода представился этим человеком, голос у него, пусть и с натяжкой, был похож на оригинал. И потом, прошло много времени, то есть потенциальная жертва априори делает поправку на то, что голос может быть иным. «Бывший коллега» сообщил, что якобы в организации была проверка КНБ и ему должен перезвонить комитетчик по вопросу о таких-то документах и денежных операциях. В реальной жизни действительно есть вероятность такого звонка, что только на руку аферистам. 

Повторимся, мошенники хорошо изучили не только специфику работы предприятия, но и самого персонажа, от имени которого они позвонили. Была поставлена такая же четкая и грамотная речь, манера неторопливого изложения мыслей и так далее. Они учли все, кроме одной важной детали. В прошлом коллеги хорошо дружили и при общении использовали исключительно сокращенные имена. 

Несмотря на то, что сначала коллега «повелся на развод», к тому моменту, когда позвонил псевдокээнбэшник, у него уже закрались сомнения. Ну а когда тот начал аккуратно выведывать личную информацию, коллега понял, что это афера. Разговор был прерван. 

Резюмируя, отметим, что, несмотря на серьезную подготовку, на такой мелкой детали, как способ обращения, мошенники провалились. Вывод: хотя бы с близкими ведите разговоры по-особому, определите кодовое слово – это спасает. 

Устрашающий образ

Звонки от псевдосотрудников КНБ, МВД, финпола и других структур имеют среди мошенников высокую частоту, и не случайно. Дело в том, что многие люди испытывают определенный страх (либо дискомфорт) не то что при общении с органами правопорядка, а даже при виде того же дорожного полицейского. Почему? Вопрос интересный! Ведь на самом деле так ли часто в повседневной жизни мы лицом к лицу сталкиваемся с кээнбэшниками? Действительно ли они такие страшные и всемогущие, как это показано в кино? В действительности лишь немногие имеют подобный опыт, а все наши страхи — это лишь домыслы и отчасти природный инстинкт. 

С точки зрения клинической психологии страх — это не лишнее чувство, а инструмент, помогающий людям выживать. При этом мозг человека эволюционно руководствуется принципами экономии энергии и оперативного реагирования на раздражители. Есть один нюанс: у наших далеких предков сформировался механизм, объединяющий две эти особенности, — то самое шаблонное мышление. 

Психологи приводят простой и понятный пример. Десятки и сотни тысяч лет назад человек разумный (Homo sapiens) не рассматривал каждого отдельного хищника на предмет опасности, а мыслил категориями. Например, если у зверя есть большие зубы и когти, то нужно либо убегать, либо драться. Вот и тут получается, что человек не склонен рассматривать каждого сотрудника КНБ или полицейского как отдельную личность, оценивая угрозу. Шаблонное мышление навешивает общий ярлык на всех представителей разом. А поскольку в обычной жизни такие люди не звонят каждую неделю, чтобы просто поболтать о погоде, и не приглашают пропустить по кружке пива, то такой звонок априори несет определенную угрозу. 

На самом деле здесь речь может идти даже не о шаблонах на уровне ДНК, а о полноценной фобии. Таких по данному вопросу как минимум две. Например, астиномиафобия (поликофобия) — это страх перед органами правопорядка в принципе, перед всеми, кто в погонах. Или другой пример – капиофобия. Это боязнь быть арестованным. Оба этих случая относятся к сравнительно редкому расстройству, как правило, возникшему вследствие травмы, к которой как-то был причастен человек, носящий униформу полицейского, но они есть. 

На самом деле и без клинических фобий степень доверия населения к правоохранительным органам в Казахстане находится не на самом высоком уровне. Согласно данным Бюро национальной статистики, по итогам исследования за апрель — май 2024 года удельный вес людей, доверяющих полиции, составил 61,6 процента, частично доверяющих — 27 процентов, скорее не доверяющих — 4,4 процента, не доверяющих вовсе — 4,6 процента. Доля тех, кто затруднился ответить, составила 2,5 процента. А степень доверия антикоррупционной службе за аналогичный период показала еще более удручающий результат — 50,1 процента. Почему сложилась такая картина — не тема данной статьи, приведенные цифры подчеркивают, что уровень доверия к органам правопорядка низкий, а страхи высоки, чем, собственно, и пользуются мошенники. 

Для того, чтобы избежать нежелательных рисков, достаточно знать свои права. Сотрудники КНБ, МВД или других структур никогда не будут выяснять по телефону ваши персональные данные. Если у них будут вопросы, поверьте, они быстро вас найдут и зададут их, но в стенах правоохранительных органов, а не в режиме удаленного диалога. 

Читайте в свежем номере: