Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Потенциальная опасность дронов
ОбществоПроисшествия

Потенциальная опасность дронов

Черный ящик, маркировка, лицензирование

«Некоторые технологии могут выйти за рамки мирных мероприятий и стать инструментом в руках преступников. Представим любое массовое шоу, концерт, футбольный матч, где над толпой зависает якобы игрушечный дрон, но внутри него таится опасность…». 

Об этом в своем депутатском запросе на имя не только премьер-министра Олжаса Бектенова, но и министра обороны РК Даурена Косанова, предупреждает мажилисмен Елнур Бейсенбаев. 

Да, сегодня беспилотные летательные аппараты активно используются в гражданском секторе и имеют потенциал для развития в сфере доставки товаров и воздушного такси. Безусловно, данное направление нужно развивать, так как в сегодняшних реалиях оно является неотъемлемой частью новых нанотехнологий, искусственного интеллекта и инклюзивного общества. 

— Но есть угроза, что такие технологии могут выйти за рамки мирных мероприятий и стать инструментом в руках преступников. Представим любое массовое шоу, концерт, футбольный матч, где над толпой зависает якобы игрушечный дрон, но внутри него таится опасность! В таких условиях эвакуация тысяч зрителей практически невозможна, а последствия могут быть необратимыми, — полагает депутат. — В связи с этим назрела острая необходимость в более строгом регулировании производства, хранения и использования дронов с системой лицензирования и учета.

Между тем мировое сообщество активно принимает меры по предотвращению нецелевого использования беспилотников. Например, в США действует система Remote ID, в которой каждый дрон, даже весящий 250 граммов, имеет свой цифровой паспорт, включающий серийный номер, координаты и данные оператора. Кроме того, власти США также работают над расширением полномочий госорганов по обнаружению нелегальных беспилотников и стимулированием сертифицированного производства.

Аналогичные превентивные меры, такие как обязательная уникальная цифровая маркировка узлов дронов, внедрение черных ящиков для записи полетных данных, принимают в Евросоюзе и Великобритании, в Австралии и Канаде.

Да, в Казахстане также обязательной постановке на учет подлежат дроны от 250 граммов, а еще аппараты, оснащенные камерами или сенсорами. Есть и ограничения по использованию дронов. Однако, как утверждает Бейсенбаев, фактически эти меры не работают.

— В любых магазинах игрушек или в отделах новых технологий можно беспрепятственно купить беспилотники весом до 15 килограммов. И надо признать, что текущее регулирование не в полной мере соответствует стремительно меняющейся реальности. Отсутствие системы Remote ID, недостаточный контроль за малыми дронами плюс необязательное лицензирование производителей создают лазейки для нелегального производства и применения беспилотников в опасных целях, — утверждает мажилисмен. Добавляя, что с расширением использования искусственного интеллекта любой дрон или беспилотник можно запрограммировать таким образом, что даже без участия людей можно будет проводить незаконные действия, воплощать преступные замыслы.

Депутат считает, что для предотвращения преступления и обеспечения безопасности граждан необходимо обсудить вопросы усиления лицензирования и расширения реестра на мелкие аппараты, а также введения электронных систем идентификации для всех беспилотников в онлайн-режиме.

Таким образом, по его мнению, необходимо в кратчайшие сроки рассмотреть и внедрить Remote ID для всех аппаратов массой от 250 граммов. После чего расширить системы учета полетной истории путем обязательного внедрения черных ящиков, а также передачи и обработки данных. Затем ввести лицензирование производителей беспилотников с обязательной уникальной маркировкой ключевых узлов. И, наконец, ужесточить административную и уголовную ответственность за нелегальную сборку и применение дронов. 

— Убежден, что эти своевременные и сбалансированные меры позволят предотвратить потенциальные трагедии и значительно повысить уровень безопасности наших граждан, — заключил Елнур Бейсенбаев.

Читайте в свежем номере: