Подземный “телепорт”
“В восточном направлении планируется линия метро протяженностью 12,8 километра с восемью станциями. Среднее расстояние между станциями — около 1,7 километра. Трассировка — от станции “Жибек жолы” в восточном направлении вдоль улицы Гоголя через Центральный парк культуры и отдыха до ВОАД, далее — в северо-восточном направлении вдоль Кульджинского тракта в сторону аэропорта”, — пояснили в акимате.
Кроме того, в северном направлении планируется еще одна линия метрополитена протяженностью 16,4 километра с 15 станциями.
“Трассировка — от станции “Сайран” в северном направлении вдоль улицы Брусиловского, далее — по шоссе Северное кольцо, через рынки оптово-розничной торговли, и в восточном направлении по улице Жумабаева через микрорайоны Кокмайса, Карасу, Айнабулак до улицы Хмельницкого”, — сообщил городской акимат Алматы. Как уже отмечалось, одну из линий метро построят не под землей, а прямо на поверхности. Она протянется от железнодорожной станции Алматы-2 до вокзала Алматы-1 вдоль проспекта Суюнбая.
“Протяженность линии — 8,5 километра. Количество и расположение станций будет определено при проектировании”, — заключили в акимате.
По большей части алматинцы положительно восприняли новость о строительстве новых веток метро. Учитывая загруженность городских дорог, метро на сегодняшний день — единственный способ беспрепятственно добраться из пункта А в пункт Б. Особенно актуально это в час пик. Но будут ли безопасны подземные туннели в случае землетрясения?
После того, как 23 января Алматы сотрясли довольно сильные пятибалльные подземные толчки, горожане всерьез озадачились: не станет ли метро в такой момент наиболее опасным местом? Не окажутся ли пассажиры погребенными под обломками вместе с подвижными составами? Попробуем разобраться.
Эксперты в шоке
Что делать тем, кто во время землетрясения оказался в метро? Сотрудники МЧС РК отвечают, что алматинское метро способно выдержать значительные сейсмические нагрузки, так как при проектировании метрополитена учитывались сложные горно-геологические условия и высокая сейсмичность города.
“Тоннели через каждые 25-30 метров оборудованы деформационно-техническими швами, которые обеспечивают полную сохранность подземных сооружений в случае землетрясения. Кроме того, предусматривались и антисейсмические мероприятия, соответствующие общим принципам обеспечения сейсмостойкости”, — утверждают спасатели. Как уточнили в ведомстве, при строительстве метрополитена в Алматы были предусмотрены нагрузки сейсмичностью девять баллов.
В общем, по мнению этих специалистов, метрополитен должен выстоять. И это как минимум. Как заявляют зарубежные ученые, алматинцы во многом недооценивают свои подземные сооружения.
Так, еще в середине 2000-х группа японских ученых, в которую входили строители, сейсмологи, энергетики, приезжала в Алматы и разработала программу по снижению рисков от возможного разрушительного землетрясения. Японцы прописали для нас алгоритм с учетом разру
Изучив особенности южной столицы еще 15 лет назад, японские эксперты резюмировали: если “стукнет” как следует, в городе не будет ни воды, ни газа на протяжении месяца. Рухнувшие здания повредят трубопроводы и электричество. Это не говоря о потерях среди населения.
Помимо перечисленных проблем японцы “отругали” нас за другие вещи. Во-первых, практически нигде в офисах и жилых помещениях не закреплена мебель. Во-вторых, в городе есть ветхие здания, которые густо заселены. В-третьих, на первых этажах многих зданий расположены различные магазины и парикмахерские. Малейшая перепланировка нарушает баланс всего архитектурного строения. Не красит общую картину и тот факт, что Алматы славится застройкой горных прилавков, где земля сползает вместе с домами. Также в алматинских домах нет огнетушителей, хотя в нынешних условиях наличие подобных средств пожаротушения обязательно. Помимо всего вышеперечисленного многие алматинцы просто морально не готовы к различным ЧП. Об этом говорит тот факт, что далеко не все граждане даже после землетрясения 23 января поспешили собрать тревожный чемоданчик.
Единственное, что похвалили японцы во время посещения Алматы, — это просторные и хорошо спроектированные дворы в микрорайонах. Однако надо учитывать, что за последние 15 лет многое изменилось. Появились новые постройки, а учитывая их плотность, вообще непонятно, в какую сторону бежать, если тряханет.
Не транспорт, а город
Надо понимать, что некоторые пункты сбора при ЧС, предусмотренные в Алматы, оказались не такими прочными, как изначально предполагалось. В этом во время последнего землетрясения убедились казахстанские журналисты. Стены и окна таких пунктов не выдержат мощных толчков. Поэтому японские ученые нашли альтернативу — расширить сеть метро по всем основным улицам города. Ведь во время военных действий в Украине немало граждан находили убежище именно в метро. Ученые прогнозируют, что подземные ветки смогут стать укрытием и во время землетрясения. Ведь под землей “тряска” будет на два балла слабее, чем на поверхности. Это следует из опыта экспериментальной сейсмологии. Колебания особо остро ощущаются на высоте.
Подземные сооружения во все времена служили для людей убежищем. Целые подземные города есть в Израиле и других странах. Если древние народы прятались под землю, то, вероятно, и в наши дни можно построить некое подобие подземного города. Когда весь транспорт на дорогах встанет, метро будет работать, было бы электричество. В том же Израиле под землей есть рынки. В нашем же метро также расположены разнообразные кофейни и бутики. В них можно будет обустроить медпункты, магазины, подразделения полиции, склады, кафе, рынки и ТРЦ. В общем, все, что может понадобиться алматинцам в сложный период.
Какое-то время можно провести и в метро, пользуясь услугами тех учреждений, которые находятся под землей. Таким образом, мы можем уменьшить количество жертв после землетрясения и решим вопрос спасения населения. Помимо прочего важно еще и то, что Алматы приобретет статус защищенного города — это может понравиться и туристам, и инвесторам.
Фото Талгата Галимова