Прошло полтора месяца с того дня, 4 января, как в Павлодарской области вблизи шахты «Майкаинзолото» образовавшаяся пустота под землей поглотила автобус с четырьмя горными спасателями. Двоих так и не удалось найти ни с помощью техники, ни с помощью ясновидения. Причем чем глубже в землю уходит техника, тем опаснее находиться в этом котле людям.
Комиссия, расследовавшая происшествие и гибель людей, огласила свой вердикт. В частности, установлено семь ответственных лиц, действия которых с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности привели к групповому несчастному случаю. Это директор шахты и ее главный инженер, главный маркшейдер, участковые маркшейдеры. Материалы расследования переданы комиссией в правоохранительные органы. В ответ генеральный директор акционерного общества Куаныш Ботин (член комиссии) выразил письменно свое “особое мнение”, где привел аргументы, опровергающие эти обвинения.
Сегодня работы на шахте продолжаются, но это уже не спасательные, а горные работы. Департамент по ЧС заверил, что его сотрудники остаются на месте до того момента, пока они смогут без риска для жизни дальше продолжать свою работу. Хотя, скорее всего, поиски будут сворачиваться. Думаю, чиновники пока просто не знают, как лучше преподнести эту новость. Ну а то, что работы бесполезны, увы, надо уже признать: чем глубже копают, тем дальше от них уходит то, что осталось от автобуса.
“Согласно проведенному исследованию ТОО “GRP-RIDDER-GROUP”, установлено, что структура грунта изменилась и ослаблена. Установлены полости и пустоты как на месте проводимых работ, так и под ними. Риск обрушения и провалов высок. Проведение каких-либо горных, поисково-спасательных работ на данном участке связано с повышенным риском для всех участников”, — сообщили в ДЧС.
Что касается деятельности предприятия, то часть сотрудников находится в оплачиваемых отпусках. Тем, кто не пожелал это сделать, будут выплачивать 50 процентов от заработной платы на время простоя предприятия. Вопрос в том, когда владелец решит возобновить работу и как избежать повторения ситуации.
Трагедия в Майкаине не первая, когда на поверхности земли над пустой шахтной выработкой образуется воронка. Стоит вспомнить, как в 2014 году в Риддере под землю ушел частный жилой дом. Произошла просадкагрунтавшахтнуювыработкуРиддер-Сокольского рудника ТОО “Алтын Тау Восток”. Тогда обошлось без жертв, хотя глубина воронки составила 21 метр. Комиссия установила, что произошло разрушение кровли одной из камер залежи Быструшенская 11-го горизонта. Тогда ТОО “Казцинк” взяло на себя все обязательства по ликвидации последствий происшествия и возмещению материального ущерба граждан, чье имущество пострадало.
Как сообщает агентство Ranking.kz со ссылкой на Комитет труда и соцзащиты Министерства труда и социальной защиты населения РК, самый высокий уровень производственного травматизма в стране отмечается именно в промышленных регионах — Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и других областях. Каждый пятый пострадавший (по данным за первое полугодие 2023 года) — работник горно-металлургической отрасли. За январь — ноябрь прошлого года на своих рабочих местах погибли 184 человека, в том числе 46 горняков шахты имени Костенко в Карагандинской области. Судя по многолетним данным, ситуация с числом пострадавших и погибших на производстве в Казахстане не меняется уже более пяти лет.
Все прекрасно понимают, что в таких ситуациях инвестор ждет паузы, когда улягутся страсти и можно будет вернуться к возобновлению работ. Но то, что работать по-старому нельзя, — это понятно, ну а по-новому — с соблюдением всех регламентов и правил — совсем не дешево.
Какой вариант возьмут за основу? Хотя альтернативы здесь быть не должно.