Ученицу 11-го класса одной из шымкентских школ нашли повешенной у себя дома. Девочка подвергалась травле в школе, но в управлении образования говорят, что погибшая хорошо общалась с одноклассниками...
“В 18.30 22 января 2024 года поступило сообщение, что ученица 11-го класса покончила жизнь самоубийством (повесилась). У погибшей школьницы были хорошие отношения с одноклассниками. В связи с трагической ситуацией представители компетентных органов проводят проверки”, — рассказали в пресс-службе управления образования города Шымкента.
Что послужило причиной суицида — пока неизвестно. Правоохранительные органы проверяют версию о буллинге. По некоторым данным, девочку дразнили безотцовщиной.
Против кого дружим
Одна из самых распространенных проблем общества — буллинг. По подсчетам казахстанских социологов, 52 процента подростков в возрасте от 10 до 18 лет сталкивались с оскорблениями в свой адрес — как в социуме, так и в интернете. Причем самое большое количество приходится на ребят 9-10 и 1314 лет. Это можно обосновать тем, что в десятилетнем возрасте дети не до конца отдают себе отчет в том, что обижать и травить другого нельзя. А в 1314 лет у подростков начинается переходный возраст, когда основное внимание обращают на внешность. Однако в этот период, как назло, начинаются проблемы с гормонами: кто-то худеет или толстеет, у кого-то на лице появляются высыпания. Подобные изменения могут послужить причиной для травли, и ребенок может услышать весьма неприятные слова. Такую картину рисуют казахстанские психологи. К сожалению, в подростковом обществе по одежке встречают чаще, чем хотелось бы. Бывают и такие случаи, когда подросток действительно отличается от всех мировоззрением. Это проявление так называемого синдрома белой вороны. Если человек отличается, он становится изгоем. В любом случае для объекта буллинга негативное отношение со стороны группы превращается в настоящее испытание. Он один среди чужих. На фоне этого возникает много психологических травм, которые потом сказываются на жизни. Самооценка ребенка падает, он начинает искать в себе недостатки, боится высказывать свое мнение, потому что все, что он скажет, будет использовано против него. Зачастую в таких случаях подросток замыкается в себе и боится рассказать обо всем взрослым. Он оказывается одинок, отвергнут, не понят. Самое страшное последствие подобной изоляции — суицид.
Белые вороны
К сожалению, в наше время в Казахстане нет особых программ для профилактики буллинга, поддерживаемых государством. Но все же без внимания со стороны общества столь серьезный вопрос не остается. Правда, у нас склонны бороться со следствием, а не с его причинами. Вместо того, чтобы искать глубже и обращаться к первопричинам проблемы, часто задаются извечным вопросом “Кто виноват и что делать?”.
Эксперты по безопасности в казахстанских школах отмечают несколько стадий реакции на буллинг. Сначала школьник пытается договориться с обидчиками, пробует игнорировать происходящее и даже начинает чрезмерно агрессивно себя вести, словно от бессилия бросаясь в гнев и злость. Однако это не помогает именно потому, что коллектив уже принял решение травить конкретного человека. Обидчиков уже ничто не останавливает.
Таким образом у человека формируются травма, сопряженная с насилием, и позиция личной беспомощности. Ребенок думает: “Что бы я ни делал, мне ничего не помогает. Поэтому вообще не буду ничего делать, потому что мне никто и ничто не поможет”. Причем школьник считает, что все, включая взрослых, наверняка знают о происходящем, но не предпринимают никаких действий, чтобы помочь.
Действительно, согласно результатам опросов, которые просят заполнить учеников анонимно, каждый второй школьник считает, что взрослые недостаточно помогают жертвам травли.
Чаще всего именно родители позже других догадываются о том, что с ребенком что-то не так. Дети, которых унижают одноклассники, обычно замыкаются в себе и по разным причинам пытаются делать вид, будто ничего не происходит. Например, подростки опасаются, что возмущенные ситуацией родители пойдут разбираться в школу и закатят скандал, а это привлечет еще больше внимания к ситуации.
Как не стать жертвой
Чаще всего жертвами буллинга становятся одиночки, поэтому ребенку важно общаться с одноклассниками, иметь хотя бы одного или двух друзей.
Важно помнить, что школа — не только знания. Это и умение социализироваться, находиться в социуме, строить дружеские связи. Наличие друзей сильно снижает риск травли, считают психологи.
Самое мощное оружие, которое можно использовать против агрессии, — юмор. Если в момент подколок ехидного одноклассника шутки не приходят на ум, можно пожать плечами и улыбнуться. Или сказать: “Да, у меня есть недостатки, и я сама о них знаю”. И разрешить ему думать как хочется, добавив: “Это твое мнение”.
Других волшебных реплик, которые наверняка помогут остановить агрессию, не существует. Но ребенку необходимо умение четко и понятно твердым голосом выразить свою позицию, обозначить границы, не включаться в конфликт и не поддаваться на провокацию.
Проблему буллинга, по мнению экспертов, можно решить, если работать над ней комплексно — с поддержкой не только родителей, но и школы. Абсолютное большинство опрошенных школьников также считает, что пресечь случаи буллинга в образовательных учреждениях можно только совместной работой со стороны родителей, педагогического коллектива и самих учеников.