Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоПроисшествия

Детская агрессия

Почему подростки берутся за ножи?

В Павлодаре школьник ранил ножом одноклассника и учителя. Обошлось без тяжких физических последствий. Но, как показывают реалии, это не единичный случай. Причем не только в Казахстане. Правоохранители и чиновники забили тревогу, но увидели проблему только в бабушках, сидящих на вахте в школе, и по привычке предложили ужесточить контроль за интернетом. 

Надо признать, что выяснение отношений между школьниками было всегда. Даже когда не применяли слово «буллинг». В основном отношения выясняли мальчишки, но не только они. Делали, как правило, это один на один, чтобы не видели взрослые, и до «первой крови». 

Не усмотрели 

Пятидесятилетняя педагог получила два ножевых ранения в плечо и грудь. А 16-летний школьник — в спину, лопаточную область, плечо. К счастью, все обошлось. Либо сил и злости оказалось не так много, либо нож маловат. 

На закрытом от прессы совещании у акима города прозвучало, что подросток, ранивший одноклассника и учителя, нуждался в помощи психологов, а педагоги и администрация школы этого не замечали. 

«Вынужден констатировать, что происшествие в 14-й школе оказалось возможным из-за недоработки ответственных служб. Ребенок, ранивший одноклассника и учителя, как теперь выясняется, нуждался в помощи психологов и педагогов, но администрация школы этого не замечала. Никто не заметил, как подросток принес на урок нож. Что неудивительно: учебное заведение ранее проверялось в качестве объекта, потенциально уязвимого в террористическом отношении. По его охране были серьезные замечания, которые никто не устранил», — написал на своей странице в Instagram аким города Хасар Хабылбеков. По его словам, аналогичная ситуация сложилась не только в данной школе. 

«Есть проблемы с работой камер видеонаблюдения. Есть неустраивающая нас тенденция привлечения к обеспечению безопасности в школах пожилых охранников предпенсионного и пенсионного возраста. Есть попытки директоров школ и чиновников от образования скрывать инциденты с учащимися. Зато нет совместной четко скоординированной работы госорганов по профилактике правонарушений среди детей и подростков, а также преступлений против них. Ее организация стала одним из моих поручений», — отметил градоначальник. 

К слову, эти самые пенсионеры, особенно женщины, бывают намного внимательнее к поведению подростков, находясь на своем посту, могут и воспитательную работу провести. Просто потому, что в них «говорит бабушка». 

По данным акима Павлодара, будут приняты меры по расширению штата службы опеки и попечительства в отделе образования. Неблагополучные семьи и проявляющих агрессию детей возьмут под контроль прокуроры, а городские школы «отработают» полицейские оперативники. Спрос градоначальник пообещал жесткий. Все по шаблону. Но получается, чтобы в очередной раз уполномоченные органы и конкретные ответственные работники начали принимать меры, надо, чтобы кого-то ранили или, не дай Бог, убили, как это было уже не раз? 

По мнению экспертов, предотвратить агрессию невозможно. Допустим, от ножей еще можно избавиться, установив во всех школах металлоискатели. Тогда появятся стилеты из других материалов (технологии позволяют) или в ход пойдут стулья... Ведь просто твердить подросткам, что нужно быть хорошими и послушными, всех любить и уважать, — это абсолютный бред. При всех принимаемых мерах остается нерешенным главное — у подростков нет реальных возможностей самоутверждения в чем-то позитивном, творческом, а в будущем часто — социальных лифтов. Значит, для самоутверждения будут ножи и кастеты. Именно таким оружием в Жамбылской области один подросток убил другого. 

Проформа или помощь?

По поручению Министра просвещения РК в Павлодарскую и Жамбылскую области экстренно прибыли заместители председателя Комитета по охране прав детей. Здесь был проведен ряд мероприятий по усилению мер безопасности в организациях образования. В частности, представители министерства встретились с семьями школьников и коллективами организаций образования. Совместно с руководством области и директорами школ проведены совещания по усилению мер безопасности и психолого-педагогической работы в школах. Разработаны методические рекомендации по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних индивидуально по каждой области. В этих регионах открылись центры психологической поддержки, которые станут опорой для педагогов-психологов и местом, куда могут обратиться за помощью родители и дети. 

Мнение эксперта 

Агрессия есть у любого человека. Это естественная реакция защиты на неблагоприятные ситуации в развитии и общении. В силу нестабильности детской психики именно неопределенность будущего и текущие стрессовые ситуации, а у ребенка они преимущественно разворачиваются вокруг общения с родителями, сверстниками и педагогами, способны вызвать точечные агрессивные поступки, отмечает кандидат психологических наук Татьяна Кравцова (инстаграм эксперта @tm_kravtsova). 

«Зачастую происходит перенос агрессии из одной ситуации общения на другую. К примеру, семейные неурядицы, алкоголизм родителей, дисфункциональные семейные отношения заставляют ребенка поднимать забрало агрессии, но выплеск будет табуирован дома (либо жестко пресечен), и весь скопившийся негатив ребенок может выплеснуть на одноклассников и учителей», — отмечает эксперт. 

Не стоит забывать еще и о том, что дети плохо разбираются во временной канве событий. «Семейная дисфункция, по их ощущениям, будет длиться всегда. Буллинг и травля в школе заставляют думать, что это тоже будет всегда. Из-за того, что подростки не способны посмотреть на ситуацию со стороны, им не приходит в голову, что есть социальные способы изменения внутрисемейной и внутришкольной неблагоприятных ситуаций. Они хотят прекратить давление любым способом. Чаще выбирается спланированный акт, связанный с нападением на обидчика и лиц, сочувствующих ему. Реже подключается идея наказания всех пассивных свидетелей несправедливости», — отмечает Татьяна Кравцова. 

По ее наблюдениям, ребенок способен вынашивать план мести и обиды годами начиная с 5-6 лет, осознанно желая обидчику боли и страданий. Далеко не каждый способен переступить черту, разграничивающую фантазию о том, что «все умерли», и само действие. Здесь вновь вмешиваются множественные факторы, в том числе такие, как степень психического здоровья ребенка, наличие у него тревожности, развитость интеллекта, опыт и многое другое. «Одно скажу точно, мировые педагогика и психология не рекомендуют провоцировать подростков. Их реакции могут быть спонтанными, а агрессия как эксплозивная (папа обидел, папа пострадал), так и имплозивная (папа обидел, а пострадала девочка в школе)», — резюмирует эксперт. 

То, что дети бывают жестоки, не новость. Очень важно научить ребенка сострадать, сочувствовать и быть добрее. Еще в 2019 году Президент страны предложил проводить в школах уроки добрых дел. Надо признать, инициативу подхватили единицы учителей, да и те не всегда находят понимание со стороны администрациишкол. Например, акции по сбору помощи местным приютам для бездомных животных. Ведь доброта — это не победа на олимпиаде, ею не похвастаешь. 

Читайте в свежем номере: