Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоПроисшествия

Цена безразличия

В Алматы 30 ноября произошла страшная трагедия — 13 человек погибли и еще несколько пострадали вследствие возгорания в одном из городских хостелов. Можно ли было избежать трагедии? 

Хроника происшествия 

Всего в момент пожара, который начался в 5.30, в мини-отеле Almaty Hostel находились 72 человека. После возникновения возгорания большинство из них сумели спастись самостоятельно. Как сообщили участники происшествия, основная сложность заключалась в том, что весь хостел, включая первый этаж, где и находился выход, оказался затянутым едким дымом. Многие постояльцы выбегали на улицу в нижнем белье, по пути пытаясь разбудить соседей. 

Прибывшие на место пожарные обнаружили горение в подвальном (цокольном) помещении трехэтажного жилого дома, где первый этаж и подвал были переоборудованы под хостел. 

«Общая площадь пожара составила 30 квадратных метров. Его ликвидировали в 6.22. В ходе разведки и тушения обнаружены 13 тел погибших. Предварительно они погибли от отравления угарным газом», — говорится в сообщении ДЧС Алматы. 

По одной из версий, причиной возникновения пожара является короткое замыкание батарей электросамоката, оставленного на зарядке. Оно, в свою очередь, привело к возгоранию матрасов, которые в большом количестве находились в подвальном помещении и создали большую пожарную нагрузку. «Шансов спастись у тех, кто был в подвальном помещении, было очень мало», — сказали пожарные. 

Уже днем следующего дня в акимате Алматы сообщили, что у владельца хостела не было разрешения на ведение данной деятельности. Арендованная площадь официально предназначалась для эксплуатации и обслуживания магазина. 

«Согласно Закону РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» при переоборудовании помещений необходимо получение разрешительных документов. При этом управлением городского планирования и урбанистики города Алматы исходные разрешительные документы на переоборудование (АПЗ, решение) не выдавались. При изменении функционального назначения с магазина на хостел необходимо выполнение санитарно-эпидемиологических, строительных требований и правил пожарной безопасности. Таким образом, хостел размещен незаконно», — сообщили в акимате. 

Установлено, что девять из 13 погибших являются гражданами Казахстана, еще четверо — иностранцы: двое — граждане России и еще двое — граждане Узбекистана. 

По факту пожара ДЧС Алматы зарегистрировал уголовное дело по ст. 292 Уголовного кодекса РК «Нарушение требований пожарной безопасности». 

Впереди у следователей очень большая работа, по результатам которой они должны дать точную оценку причин трагедии, а также выяснить степень ответственности физических и юридических лиц. Однако уже сейчас начали проявляться те системные нарушения и проблемы, которые косвенно или напрямую привели к этому ужасному инциденту. 

ТРАГЕДИЯ  1  фото Талгата Галимова  (1).jpg

Не причина, а следствие 

Конечно, в первую очередь следствию необходимо выяснить, почему хостел работал без разрешительных документов. Ведь в идеальных условиях он должен был быть оборудован как пожарной сигнализацией, так и системой пожаротушения... Но что же по факту? 

Известно, что изначально на этой площади размещался оружейный магазин, который после январских событий 2022 года не работал. Примерно три-четыре месяца назад в нем начались ремонтные работы, и его принялись переоборудовать под хостел. Отметим, цокольный этаж, где и проживали все погибшие, прежде выполнял функцию оружейного склада. 

В Алматы не так много оружейных магазинов и мест, где хранятся боеприпасы. Соответственно, и контроль за такими точками повышенной опасности должен быть особым. И поэтому очень сложно поверить в то, что прежде там не было ни систем пожаротушения, ни пожарной сигнализации. 

Но если они имелись, тогда по какой причине новый владелец помещения демонтировал их? Если же их не было вовсе, тогда это серьезный повод для проверки инспектирующих структур. 

Сейчас по факту в акимате заявляют, что помещение предназначено для эксплуатации и обслуживания магазина. Пусть так. Но разве владельцы магазинов не должны получать разрешительные документы на свою деятельность? Среди прочих документов должно было быть заключение о соответствии торгового помещения требованиям пожарной безопасности, а также план эвакуации в случае возникновения пожара. То есть как минимум для того, чтобы соответствовать пожарным нормам, в помещении должны быть предусмотрены специальные выходы, а «хранение запасов» должно быть устроено таким образом, чтобы проходы, а также входы не загромождались «товарами». Это те принципиальные аспекты, которые пожарные должны были проверить в обязательном порядке. Пусть под видом магазина, но проверить эту точку они должны были, ведь функционировала она более двух месяцев. 

Получается, что хостел работал, причем практически при полной загрузке, вообще без каких-либо документов? Или пожарные все-таки проверили локацию и «закрыли глаза» на то, что де-факто это не магазин, а гостиница? Ну, как говорится, поживем — увидим. Узнаем, когда закончится досудебное расследование. Однако нельзя исключать и того, что хостел действительно работал без каких-либо документов. Ведь только за текущий год в Алматы было закрыто около десяти незаконно открытых хостелов. 

Если опустить юридические аспекты, то есть вопросы и по части игнорирования пассивных мер пожарной безопасности. Самопроизвольное возгорание электросамокатов, сигвеев и прочих средств индивидуальной мобильности уже не раз приводило к негативным и даже трагическим последствиям. Тема этого вида транспорта нова, и сейчас есть много вопросов и по части эксплуатации, и по части хранения. Никаких норм по этому поводу нет ни в законодательстве РК, ни в ПДД. Отсюда и стремительный рост происшествий, связанных с электротранспортом. Ведь если бы тот же самокат располагался не в подвальном помещении близ склада матрасов, а где-нибудь на ресепшене, то наверняка жертв можно было избежать. 

ТРАГЕДИЯ  1  фото Талгата Галимова  (3).JPG

Без крыши над головой
Уже после прибытия в Алматы и изучения места происшествия Министр по ЧС Сырым Шарипханов дал интервью, в котором в том числе подчеркнул, что хостел не находился в списке общежитий, рекомендуемых для проживания студентов. 

«Студенты, которые размещались в данном хостеле, не заявляли о том, что нуждались в жилье, и не информировали учебное заведение и акимат, что нуждаются в нем и будут размещаться в данном хостеле. То есть о существовании хостела ни акимат, ни другие органы, в том числе и ДЧС, информации не имели. Также хотелось бы отметить, что ДЧС и другие государственные органы не имеют права проводить проверочные мероприятия субъектов малого бизнеса», — добавил Шарипханов. 

Допустим, что хостел действительно был нелегальным, но ведь студенты в нем проживали. Это факт. Данное обстоятельство также является тревожным звонком. 

Предыстория о возможности размещения студентов в хостелах и гостиницах берет свое начало с лета текущего года. Дефицит мест в общежитиях вузов Алматы в этом учебном году составил 22 000 койко-мест. Чтобы как-то нивелировать нехватку, еще в августе-сентябре университеты заключили договора на размещение студентов с владельцами 59 мини-гостиниц и хостелов. Важным условием данного меморандума является то, чтобы в хостелах кроме студентов никто не проживал. 

После трагедии Министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек подчеркнул, что ни одно высшее учебное заведение Алматы не заключало договор на размещение студентов в хостеле, где произошла трагедия.

«Для устранения дефицита мест в студенческих общежитиях вузами арендовано 87 объектов (гостиницы и общежития) на 7612 коек. К арендованным объектам, с которыми вузы заключают соглашения, предъявляются высокие требования в части пожарной безопасности, санитарных норм, наличия камер, турникетов, соблюдения комендантского часа. В них проживает только студенческая молодежь вуза, заключившего договор с хостелом. Регулярно проводятся мониторинг и обход помещений с участием студенческих омбудсменов. Предусмотрена охрана, как и в государственных общежитиях», — уточнил Нурбек. 

Некоторым студентам повезло, и они нашли комфортную и безопасную крышу над головой, но оставшийся дефицит мест по-прежнему превышает 17 000 койко-мест. То есть это реальные студенты, которые проживают в сильно отличающихся условиях, где риски, в том числе и для жизни, могут быть значительно выше. 

Понятно, что студенты, которые проживали в том злосчастном хостеле, оказались в нем из-за отсутствия иного выбора. Стоит отметить, что в Almaty Hostel стоимость аренды койко-места на цокольном этаже составляла 30 000 тенге в месяц, что было на пять-десять тысяч тенге дешевле, чем на первом этаже. Это нижняя планка по рынку аренды в Алматы. 

Будь у студентов возможность жить среди таких же учащихся, а не в окружении строителей и людей, значительно старше их по возрасту, те наверняка отдали бы предпочтение первой. Но такого выбора у них не было. Напомним, что двое из 13 погибших — студенты алматинских университетов. 

Сейчас большинство вузов находится в центре города, и их жилищный фонд ограничен теми общежитиями, которые достались им еще с советских времен. При увеличении числа абитуриентов и доходов за счет платных отделений о расширении студенческих общежитий за 35 лет независимости почему-то никто не позаботился. А ведь корень проблемы именно здесь. 

В долгосрочной перспективе город нуждается в строительстве студенческих городков. Например, вдоль ВОАД расположен достаточно обширный частный сектор. Выкупив землю в этих районах, можно разом решить и вопрос дефицита мест, и организации транспортных коридоров от студенческих городков до вузов. Аналогичную работу можно провести и вокруг вузов, где после выкупа земель можно возвести большие вместительные общежития. Но это когда-то, в будущем. Сейчас же, в порядке экстренных мер, достаточно провести работу по расширению числа хостелов, которые проходят по всем требованиям. 

Впереди суд, виновных установят и привлекут к уголовной ответственности. Но в сухом остатке это борьба с последствиями, а не с первопричиной. Трагедия оголила много слабых мест. Будут ли приняты советующие меры по их устранению или же все вновь пустят на самотек — покажет время. 

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: