Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ОбществоПроисшествия

Алматрясение

WELAR

В ночь с 22 на 23 января Алматы трясло. Случилось землетрясение, которое, к счастью, не привело к жертвам и разрушениям, но стало лакмусовой бумажкой, проявившей степень неготовности как людей, так и систем реагирования.

Недостаточная ощутимость

Сразу после полуночи пришла первая волна землетрясения. Кто-то в это время уже крепко спал, кто-то только собирался ко сну, а кто-то еще только заканчивал работу. То есть восприятие произошедшего было у всех разным, как и понимание того, что вообще происходит. Многие выбежали на улицу, как есть: в куртке и трусах, шортах и футболках, просто закутанными в одеяла. Кто-то выбежал даже босиком. Отметим, что ночью в Алматы была зафиксирована температура минус 11 градусов по Цельсию. 

Казнет моментально наполнился как пугающими видео с раскачивающимися люстрами, так и ироничными сообщениями из разряда «продам квартиру на 15-м этаже, очень дешево». И здесь справедливо возникают резонные вопросы, которыми задались многие: «Почему никто не предупредил? Где сирена, оповещение?». 

Утром следующего дня в ДЧС Алматы провели брифинг, в котором дали ответы на некоторые вопросы. 

«В городе 843 электросирены, обеспечивающие 100-процентный охват населения, но запускаются они только при соответствующей ощутимости подземных толчков. В данном случае ощутимость была недостаточной для включения сирен. Смысла в этом не было. Это бы создало лишь больше ажиотажа и шума», — сказал начальник департамента по ЧС Алматы Нурлан Атыгаев. Он также отметил, что оперативные SMS-оповещения поздно доходят до абонентов из-за высокой плотности населения в мегаполисе. Операторы мобильной связи не успевают обрабатывать информацию. 

Директор Национального сейсмоцентра Даулет Сарсенбаев на этом же брифинге отметил, что прогнозная комиссия ведомства нацелена на прогнозирование сейсмических событий магнитудой от 5,5. Соответствующий же параметр ночного землетрясения был ниже. При этом современная наука может прогнозировать землетрясения с точностью не более 70 процентов (хотя и эта цифра вызывает сомнения). 

«Алматы расположен в сейсмоопасной зоне с вероятностью землетрясений вплоть до 9-10 баллов. Ежегодно мы фиксируем до 10 000 сейсмических событий на территории республики и до 200 толчков в алматинской агломерации. Двадцать сейсмических толчков в год ощущаются алматинцами», — привел цифры ученый. Он подчеркнул: горожане должны понимать, что живут в сейсмоопасной зоне, и всегда должны быть готовы к землетрясению. 

Деньги на ветер 

Степень ощущений восприятия происходящего на самом деле может быть разной. Понятно, что те, кто живет на первых этажах или в частных домах, пережили ту ночь намного спокойнее тех, кто живет в высотках. Однако здесь мог сыграть свою роль и другой фактор. Как говорилось выше, Алматы находится в сейсмоопасной зоне. Под мегаполисом находятся 27 тектонических разломов. То есть трясти могло по-разному не только в зависимости от высотности жилища, но и района города. 

Увы, не обошлось без последствий. Пострадало не менее 44 человек. Все они сразу же были доставлены в стационары города, о чем сообщили в управлении здравоохранения южной столицы. 

«Трое получили травмы в связи с тем, что выпрыгнули со 2-го и 3-го этажей жилых домов. Двое пострадавших после проведенного обследования отправлены на амбулаторное лечение. Состояние третьего пациента оценивается как тяжелое, он госпитализирован в больницу», — говорится в сообщении. 

Действительно, если человек ранее никогда не испытывал на себе толчки при землетрясении, то степень испуга может быть очень и очень высокой. Однако здесь ключевую роль играет не столько страх, сколько отсутствие знаний и навыков того, как себя нужно вести при сейсмической активности. Неинформированность и отсутствие навыков — вот слабые звенья, которые вышли наружу. 

По части информированности отметим два принципиально важных, на наш взгляд, факта. Первый — спасибо Google. Владельцы смартфонов, работающих на платформе Android, были предупреждены о землетрясении моментально. Кому-то сообщения пришли за несколько секунд до первых толчков, кому-то — во время события или после. Конечно, полминуты недостаточно, чтобы выбежать на улицу, если, скажем, ты живешь на девятом этаже. Но драгоценность данного сообщения именно в своевременности оповещения. То есть человеку приходит осознание того, что сейчас может произойти, еще до толчков. Это уменьшает вероятность появления паники, которая, в свою очередь, часто приводит к большим последствиям, чем само происшествие. 

Второй факт. Что разочаровало, так это «оперативность» приложений, которые заточены под такой сценарий. Речь — о бесплатном мобильном приложении Darmen, которое по идее должно мгновенно оповещать о чрезвычайных ситуациях. Оно было разработано отечественной компанией I2NIK по заказу департамента по чрезвычайным ситуациям и центра развития Алматы. «Наши оповещения в отличие от традиционных СМС приходят практически мгновенно», — говорится в описании приложения. 

Что же вышло на деле: первое сообщение от Darmen пришло в 00:43, где было сказано, что в 00 час. 09 мин. 02 сек. по алматинскому времени зарегистрировано землетрясение. Эпицентр расположен в 264 километрах на юго-восток от Алматы на территории Кыргызстана. Магнитуда MPV — 6.7., ощутимость в южной столице — 5 баллов, Шымкенте — 2 балла». 

Второе сообщение пришло в 01.02. В нем сообщалось, что зарегистрирована вторая серия толчков в 00 час. 42 мин. 32 сек. Эпицентр — чуть ближе, в 251 километре на юго-восток от Алматы на территории Кыргызстана. Ощутимость в южной столице — 2 балла. 

Такую работу «оперативного» приложения можно считать полнейшим провалом. В первом случае сообщение пришло через 34 минуты после землятресения, во втором — через 19. 

Отсюда вытекают вопросы — на что были потрачены деньги налогоплательщиков и нужно ли нам вообще такое приложение, которое не выполняет свою главную функцию? Добавим больше: в первые полчаса после землетрясения приложение вообще зависало и предлагало работать только в офлайн-режиме, который весьма ограничен по своему функционалу. 

Горький опыт 

Отсутствие навыков. Мы не разделяем тот сарказм в соцсетях, которым многие соотечественники подкрепляли свои посты, запечатлев на смартфон полуобнаженных людей. Напомним о Кеминском землетрясении, произошедшем 4 января 1911 года (22 декабря 1910 года по старому стилю). Его магнитуда составила 8,2 по шкале Рихтера, а эпицентр располагался в районе восточного окончания Заилийского Алатау на удалении около 40 километров от города Верного (Алматы). Тогда оно привело к крупным разрушениям и жертвам из-за большой амплитуды, но усугублял положение холод — ночью мороз достигал минус 10 градусов по Цельсию, что также увеличило число пострадавших и погибших. 

Фотографии после прошедшего землетрясения показывают, что люди также оказались на морозе незащищенными, не говоря уже об отсутствии тревожных чемоданчиков, которые при ЧС могут спасти жизнь. Это отчасти и есть результат, о котором ранее говорили спасатели. Редакция не раз брала интервью у представителей ЧС, и каждый раз они акцентировали на одном и том же моменте. Многие игнорируют учения, которые проводят спасатели, не изучают информацию, в которой подробно говорится, как действовать в подобных ситуациях. Учения важны, и в них каждый обязан принимать участие. Да, в моменте они отвлекают от работы, но на практике, если следовать всем рекомендациям, у человека вырабатывается мышечная память, и при реальной чрезвычайной ситуации даже в состоянии паники он допустит наименьшее количество ошибок. Здесь же мы видим обратную ситуацию. 

Землетрясение не было разрушительным, но его силы оказалось достаточно, чтобы напугать многих соотечественников и приезжих. Остается верить и надеяться, что люди сделают правильный вывод, изучат правила поведения в чрезвычайной ситуации, соберут тревожные чемоданчики и будут с большей ответственностью и пониманием относиться к тем учениям, которые спасатели проводят в первую очередь для всех. Также, считают эксперты, необходимо принимать госпрограмму по краткосрочному прогнозированию, поскольку риски оказаться под завалами выросли кратно. Грубо говоря, если раньше на одного жителя города приходилось 50 килограммов бетона, то сейчас — 500. У нас сейсмический риск повысился в 100 раз по сравнению с тем периодом, когда произошли последние разрушительные землетрясения в 1887, 1889 и 1911 годах. 

Читайте в свежем номере: