Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

Сокровища степей

Декоративно-прикладное искусство казахстана: традиции и новаторство

Музей имени Абылхана Кастеева в Алматы проводит экспозицию, в которую вошло более 60 произведений традиционного и современного декоративно-прикладного искусства Казахстана из фондов ГМИ РК. Коллекция состоит из тускиизов, гобеленов, предметов конного снаряжения, а также изделий из дерева, кожи и металла, выполненных как в аутентичной технике, так и с применением экспериментальных элементов. 

Выставка «Душа традиций. Сокровища степей», встретившая первых зрителей 12 июля, предоставляет уникальную возможность исследовать богатое культурное наследие Казахстана. Погружение в нее познакомит с творчеством казахских народных мастеров и профессиональных художников декоративно-прикладного искусства разных поколений. Экспозиция включает редкие экспонаты из фондов музея, многие из которых выставляются впервые. 

кастеевка (2).JPG

В коллекцию вошли войлочные, тканые и вышитые ковры, блестяще отражающие мастерство и традиции текстильного искусства казахского народа. Тут же нашлось место предметам конского убранства, работам мастеров по дереву, коже и металлу, раскрывающим многообразие ремесленных традиций страны. Экспозиция не только демонстрирует мириады художественных техник, но также призывает узнать больше об их историческом и культурном значении. 

Неменьшего внимания достойны и завораживающие выразительностью гобелены. Гобелен как один из важнейших видов современного декоративно-прикладного искусства занимает особое место на выставках по всему миру. В Казахстане история этого уникального ремесла началась в 1937-м с открытия мастерской гобеленов при артели «Ковровщица». Она просуществовала 11 лет. 

кастеевка (5).JPG

Следующий важный этап развития отечественной школы гобелена выпал на первую половину 1970-х годов, когда художники стали получать профессиональное образование по текстильному искусству и осваивать все больше техник. Этот период ознаменовался значительным влиянием живописи. Мастера начали экспериментировать со сложными пространственными и колористическими задачами, создавать многофигурные и тематические композиции. В последующие годы в искусстве казахстанского гобелена появились и абстрактные работы. 

Еще один объемный раздел экспозиции посвящен настенным вышитым коврам тускиизам. В традиционном декоре юрты они занимают почетное место, символизируя семейное счастье и благополучие. Эти полотна отличаются яркостью и разнообразием цветов, обилием растительных узоров, чье семантическое значение уходит своими корнями в древние верования о плодородии и жизненной силе. 

На выставке можно застать авторское панно художника Зейнелхана Мухамеджана. Его произведения искусно сочетают традиции народной вышивки с элементами станковой композиции, представляя собой неповторимое слияние традиций и современных техник в текстильном искусстве. 

кастеевка (11.jpg

Тканый ковер неспроста считается высшим достижением материальной культуры кочевых и полукочевых народов Востока. В его орнаменте прослеживаются отголоски древних мифов, магических и религиозных представлений, а также огромный запас изобразительных впечатлений о мире, накопленный веками. Узоры часто обладают символическим значением и транслируют знания о мироздании, ритуалах и быте. Будучи не просто практичным предметом быта и произведением искусства, ковер отражает глубокие культурные и духовные ценности кочевников. 

Войлочные ковры текеметы представляют собой монументальные и живописные по колориту творения, изготовленные методом валяния. Этот традиционный способ создания придает им особую текстуру и выразительность. 

Между тем при изготовлении сырмаков применялись различные техники декорирования, включая мозаику, инкрустацию, аппликацию с использованием цветных шнура и ткани. 

На войлочных изделиях нередко можно заметить разнообразные вариации роговидного орнамента, известного как кошкар мюиз. Символ несет в себе значения богатства, благополучия и духовной возвышенности. 

кастеевка (6).JPG

Важными атрибутами кочевой культуры, конечно же, являются предметы конного снаряжения. Уже в древности предки казахов приручили дикую степную лошадь и освоили верховую езду. Для кочевников хороший конь и роскошная сбруя, украшенная серебром, позолотой и полудрагоценными камнями, были не только элементами практической необходимости, но и важными показателями чести, достоинства и социального статуса их владельцев, а также символами связи с историей и природой. 

Конное снаряжение отражает богатую культурную традицию и искусство народа. От мягких и удобных седел до красиво украшенных уздечек и упряжей — каждый элемент тщательно изготавливался мастерами-ремесленниками, заключая в себе красоту и элегантность конной культуры. 

Представленные на выставке экспонаты не только демонстрируют высокое мастерство ремесленников, но и служат выразительными символами многовековых традиций, передаваемых из поколения в поколение. В этих произведениях сокрыта не только несомненная эстетическая ценность, но и важный культурный код, отражающий жизнь и уникальные аспекты казахской культуры. 

Куратором экспозиции выступила руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Казахстана Наталия Баженова. 

Выставка «Душа традиций. Сокровища степей» продлится до 30 августа 2024 года. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: