Музей имени Абылхана Кастеева в Алматы проводит экспозицию, в которую вошло более 60 произведений традиционного и современного декоративно-прикладного искусства Казахстана из фондов ГМИ РК. Коллекция состоит из тускиизов, гобеленов, предметов конного снаряжения, а также изделий из дерева, кожи и металла, выполненных как в аутентичной технике, так и с применением экспериментальных элементов.
Выставка «Душа традиций. Сокровища степей», встретившая первых зрителей 12 июля, предоставляет уникальную возможность исследовать богатое культурное наследие Казахстана. Погружение в нее познакомит с творчеством казахских народных мастеров и профессиональных художников декоративно-прикладного искусства разных поколений. Экспозиция включает редкие экспонаты из фондов музея, многие из которых выставляются впервые.
В коллекцию вошли войлочные, тканые и вышитые ковры, блестяще отражающие мастерство и традиции текстильного искусства казахского народа. Тут же нашлось место предметам конского убранства, работам мастеров по дереву, коже и металлу, раскрывающим многообразие ремесленных традиций страны. Экспозиция не только демонстрирует мириады художественных техник, но также призывает узнать больше об их историческом и культурном значении.
Неменьшего внимания достойны и завораживающие выразительностью гобелены. Гобелен как один из важнейших видов современного декоративно-прикладного искусства занимает особое место на выставках по всему миру. В Казахстане история этого уникального ремесла началась в 1937-м с открытия мастерской гобеленов при артели «Ковровщица». Она просуществовала 11 лет.
Следующий важный этап развития отечественной школы гобелена выпал на первую половину 1970-х годов, когда художники стали получать профессиональное образование по текстильному искусству и осваивать все больше техник. Этот период ознаменовался значительным влиянием живописи. Мастера начали экспериментировать со сложными пространственными и колористическими задачами, создавать многофигурные и тематические композиции. В последующие годы в искусстве казахстанского гобелена появились и абстрактные работы.
Еще один объемный раздел экспозиции посвящен настенным вышитым коврам тускиизам. В традиционном декоре юрты они занимают почетное место, символизируя семейное счастье и благополучие. Эти полотна отличаются яркостью и разнообразием цветов, обилием растительных узоров, чье семантическое значение уходит своими корнями в древние верования о плодородии и жизненной силе.
На выставке можно застать авторское панно художника Зейнелхана Мухамеджана. Его произведения искусно сочетают традиции народной вышивки с элементами станковой композиции, представляя собой неповторимое слияние традиций и современных техник в текстильном искусстве.
![кастеевка (11.jpg](https://np.admin.appstrakt.world/uploads/kasteevka_11_577769646c.jpg)
Тканый ковер неспроста считается высшим достижением материальной культуры кочевых и полукочевых народов Востока. В его орнаменте прослеживаются отголоски древних мифов, магических и религиозных представлений, а также огромный запас изобразительных впечатлений о мире, накопленный веками. Узоры часто обладают символическим значением и транслируют знания о мироздании, ритуалах и быте. Будучи не просто практичным предметом быта и произведением искусства, ковер отражает глубокие культурные и духовные ценности кочевников.
Войлочные ковры текеметы представляют собой монументальные и живописные по колориту творения, изготовленные методом валяния. Этот традиционный способ создания придает им особую текстуру и выразительность.
Между тем при изготовлении сырмаков применялись различные техники декорирования, включая мозаику, инкрустацию, аппликацию с использованием цветных шнура и ткани.
На войлочных изделиях нередко можно заметить разнообразные вариации роговидного орнамента, известного как кошкар мюиз. Символ несет в себе значения богатства, благополучия и духовной возвышенности.
Важными атрибутами кочевой культуры, конечно же, являются предметы конного снаряжения. Уже в древности предки казахов приручили дикую степную лошадь и
Конное снаряжение отражает богатую культурную традицию и искусство народа. От мягких и удобных седел до красиво украшенных уздечек и упряжей — каждый элемент тщательно изготавливался мастерами-ремесленниками, заключая в себе красоту и элегантность конной культуры.
Представленные на выставке экспонаты не только демонстрируют высокое мастерство ремесленников, но и служат выразительными символами многовековых традиций, передаваемых из поколения в поколение. В этих произведениях сокрыта не только несомненная эстетическая ценность, но и важный культурный код, отражающий жизнь и уникальные аспекты казахской культуры.
Куратором экспозиции выступила руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Казахстана Наталия Баженова.
Выставка «Душа традиций. Сокровища степей» продлится до 30 августа 2024 года.
Фото Талгата Галимова