Одежда и аксессуары — часто выражение нашего внутреннего мира, манифестация. Если мы стремимся идти в ногу с модными тенденциями, то непременно будем приобретать ультрамодное тряпье, выпущенное фабриками после последнего показа на мировых подиумах. В многообразии модных аксессуаров сакральные объекты — кресты, хиджабы, полумесяцы — подчас становятся обычными декоративными элементами. Каждый из нас наделяет их собственным смыслом в личном гардеробе.
Нынешней осенью стало заметно, что почти стихли споры (исключая локальные вспышки) об уместности ношения хиджабов в казахстанских реалиях. Наши селебрити и «блогерки» — звезды соцсетей Бота Балабекова, Рамина Таипова, певица Данеля Садыкова и другие — разоблачились, спрятав строгие мусульманские одежды, и вновь отдали предпочтение модным брендам — Burberry, Saint Laurent, Valentino, Versace и так далее.
Но иные модницы все же сохраняют в своем образе религиозные аксессуары, например, сочетают мини-хиджабы с костюмом Coco Chanel и джинсами. Христиане водружают православные кресты поверх костюмов от Prada. Некоторые даже заказывают вещи с принтами звезды Давида, Иисуса Христа, Каабы, мусульманского полумесяца. Некоторые носят советскую символику — это тоже своеобразная демонстрация.
Мода на религиозные аксессуары возникла с легкой (или нелегкой) руки Карла Лагерфельда. Его платью-бюстье, на котором была запечатлена цитата из Корана, в 1994 году аплодировали только поклонники самого кутюрье. Европейский бомонд выразил недовольство. Лагерфельду пришлось приносить извинения за чрезмерно смелую идею.
Но самым большим богохульником оказался Александр Маккуин (Alexander McQueen). В показе FW осень-зима 1996 года под названием Dante кутюрье демонстрировал на моделях маски с распятием и терновые венки. Годом позже дизайнер создал пиджак, на спинке которого было крупно изображено распятие со страдающим Иисусом Христом.
В свою очередь, идею маски с распятием на переносице Маккуин позаимствовал у фотографа Джоела Питера Уиткина (Joel-Peter Witkin), которого называли «жизнелюбивым певцом смерти». Уиткин сделал портрет — лицо на фотографии почти скрывала маска, поверх которой было укреплено распятие. Сам же Уиткин выразил свое отношение к смерти: «Во мне нет одержимости смертью, как это может показаться зрителям. Мои произведения вряд ли мрачные — их можно воспринять как забавные. К смерти отношусь как одному из проявлений жизни, смерть — лишь очередной аспект жизни».
Для показа своей коллекции Dante Александр Маккуин выбрал церковь Христа в Лондоне. На некоторых предметах одежды были запечатлены принты фотографий военных действий Дона Маккаллина — легендарного военного фотографа, который в течение последних 60 лет фиксировал события почти всех крупных конфликтов, включая вьетнамскую войну и события в Сирии.
Свое божественно красивое и адски зловещее шоу Dante Александр Маккуин посвятил редактору британского модного журнала Изабель Блоу, она неизменно продвигала карьеру Маккуина. А его идея в показе этой коллекции легко считывалась: Маккуин был убежден, что религия — причина всех военных конфликтов на планете.
Протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского кафедрального собора, высказал свое мнение: «Лично мне это не особенно нравится. Маска с распятием — зачем это? А кресты поверх одежды не вызывают протеста, это и в Византии принято было. Религиозная символика нередко присутствует в одежде людей. Конечно, вопрос в том, как это используется. Если это маскарад или показ мод, то изображение страданий Христа в модном дефиле вряд ли уместно. Относительно представлений кутюрье о том, что религии — причина войн в мире, я бы ответил: и да, и нет. Когда религия становится инструментом в руках политиков, используется ими как аргумент в политической игре, то да — религии издревле становятся причиной войн. Бенефициаром, инициатором крестовых походов было государство, а религия служила прикрытием. Когда религия становится идеологией, то, как и всякая другая идеология, она может быть причиной войны».
Казалось бы, где Александр Маккуин с его депрессивной коллекцией 1996 года, а где наш 2024-й, когда в приоритете жизнелюбивая классика и изнеженная элегантность, неагрессивный энимал-стиль с леопардовым принтом и клетка как основное блюдо показов…
Но вот состоялся розыгрыш Суперкубка-2024 в США. На трибунах собрались звезды первой величины всех сфер развлечений, среди которых объявился Канье Уэст в маске с распятием Христа на переносице. Рэпер, как обычно, пытался скрыться под плотным, непроницаемым одеянием, которое давно стало его узнаваемым стилем. И немедленно в соцсетях, и не только, разразились споры: представители винтажных магазинов и аукционный дом спорили, в настоящей ли маске от Александра Маккуина был Канье Уэст? Рэпера обвинили в том, что он посмел публично появиться в подделке в то время, как модный мир отмечал четырнадцатилетие со дня ухода из жизни великого кутюрье.
Между тем маска с трехмерным распятием, расположенным между глаз, продолжает мистически воздействовать на аудиторию, производя сильное визуальное впечатление. В свое время Маккуин с горечью замечал, что люди считают его вещи агрессивными. Но он думал, что, когда ты соприкасаешься с темной ипостасью личности, в этом заключена романтика. Дизайнер придавал значение тому, что фигура Христа находится на этой маске в центре, где расположен мифический третий глаз: в соответствии с индуистскими верованиями третий глаз — врата в высшее сознание.
На Met Gala, одном из крупнейших резонансных событий фэшн-индустрии, можно было увидеть, что религиозная символика по-прежнему волнует некоторых кутюрье. В качестве модели на подиум вышел Харрис Рид с нимбом над головой. Это излюбленный аксессуар британско-американского модельера и креативного директора французского Дома моды Нина Ричи.
На недавней Неделе моды в столице Великобритании агендерный кутюрье предстал в шляпке-нимбе, над головами большинства его моделей также витали нимбы или вздымались крылья ангелов — в виде шляп или воротников. Возможно, таким образом дизайнер провозглашает, что творцы моды святы, они подобны ангелам, несущим людям благую весть: «Доверьте свою жизнь дизайнеру — и вы попадете в рай».
Как известно, Александр Маккуин покончил жизнь самоубийством. В предсмертной записке дизайнер просил позаботиться о его собаках. Он также просил прощения и признавался в любви к тем, кого оставил. Считается, что он не справился с депрессией после смерти матери. Но, возможно, Александр Маккуин, как и автор идеи маски с распятием на переносице Джоел Питер Уиткин, считал, что смерть является одним из проявлений жизни, ее неизведанным аспектом.
Удалось ли дизайнеру и фотографу открыть третий глаз — врата в вечность?
Александра Маккуина отпели в храме Святого Павла (район Найтсбридж, запад Лондона). Представители церкви сочли возможным отслужить прощальную мессу по талантливому человеку. Люди простили ему грех самоубийства, веря, что и Господь будет к нему милостив.
А модельеры продолжают обращаться к религиозной символике. По мнению иных дизайнеров, не следует забывать другую — темную, мрачную — сторону религии. По замыслу китайского дизайнера Ху Шегуанга (коллекция 2016-2017 годов) на модном показе должен был появиться сатана: на черном подиуме устрашающе красный дьявол будто приглашал зрителей на адскую вечеринку.
В осенне-зимней коллекции 2017 года известный провокатор Джереми Скотт перемешал массовую культуру с библейскими мотивами, добавив непременную атрибутику поп-звезд. Бесстрашный (или безбожный) кутюрье нанес изображение Спасителя на бархатные штаны, ковбойские сапоги и платья-рубахи.
И если бы, как в известном романе, на «мероприятие» явился Воланд, он бы точно произнес свои неизменные слова с поправкой на фэшн-повестку: «Что же, люди как люди… Модный вопрос лишь испортил их».
Фото из открытых источников