Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Искусство объединяет
КультураИскусство

Искусство объединяет

Шедевры казахстанского искусства представили в Третьяковской галерее

Выставка казахстанского искусства проходит в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция «Шедевры искусства Казахстана» дарит возможность познакомиться с художественным наследием и культурной идентичностью нашей страны. Она объединяет творчество нескольких поколений художников, графиков и скульпторов — от основателей национальной школы до новаторов конца XX века.

В рамках Дней культуры Республики Казахстан в Российской Федерации Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Шедевры искусства Казахстана», подготовленную Национальным музеем искусств имени Абылхана Кастеева. Она открылась 7 октября в новом филиале на Крымском валу и будет встречать гостей до 23 ноября 2025 года.

В экспозицию вошло более 60 произведений живописи и скульптуры, охватывающих несколько поколений казахстанских художников XX века, из собраний Национального музея искусств РК имени Абылхана Кастеева и Государственной Третьяковской галереи.

Абылхан Кастеев - Высокогорный каток Медео (1954)(1).jpg
Абылхан Кастеев - Высокогорный каток Медео (1954)

История национальной школы изобразительного искусства начинается с Абылхана Кастеева, основоположника казахской живописи. Его работы стали живой летописью переломной эпохи, когда кочевой уклад стремительно сменялся новым образом жизни.

В 1930-1940-е годы становление казахстанской школы живописи происходило при активном участии художников из разных регионов Советского Союза. К 1950-м годам ее основу составили выпускники Алматинского художественного училища — молодые мастера, впитавшие традиции московской и ленинградской школ, но стремившиеся к собственному национальному высказыванию.

Работы Айши Галимбаевой, Гульфайрус Исмаиловой, Молдахмета Кенбаева, Сабура Мамбеева, Канафии Тельжанова и Камиля Шаяхметова воплощают лучшие черты реалистической живописи, неизменно обращенной к казахской теме, человеку, земле, культуре.

Айша Галимбаева - Дастархан (1959)(1).jpg
Айша Галимбаева - Дастархан (1959)

Айша Галимбаева стала основоположницей жанра казахского натюрморта, а Гульфайрус Исмаилова придала ему ярко выраженное декоративное звучание. В полотнах Канафии Тельжанова и Сабура Мамбеева рождается поэтический образ степи, где человек сливается с природой в ритме кочевого бытия.

Особую страницу в истории казахстанского искусства занимает творчество Сергея Калмыкова, художника-новатора и одиночки, задолго предвосхитившего повороты мирового авангарда. Его искусство — это замкнутая вселенная образов и символов, построенная по законам его собственной самобытной мифологии.

Поколение художников-шестидесятников, ознаменовавшееся такими яркими именами, как Салихитдин Айтбаев, Токболат Тогусбаев и Шаймардан Сариев, принесло в казахстанскую живопись дыхание времени. Они искали новые формы выражения, насыщая работы символикой, экспериментируя с цветом и пластикой. Их творчество стало откликом на эпоху перемен, внутренним порывом к свободе и художественным новаторством.

Ольга Кужеленко - Портрет Розы Баглановой (1951)(1).jpg
Ольга Кужеленко - Портрет Розы Баглановой (1951)

В 1970-1980-е годы отечественная живопись все активнее обращается к индивидуальному голосу художника, личному прочтению реальности. Так, например, Камиль Муллашев в монументальном триптихе «Земля и время. Казахстан» создает собирательный образ республики — целинной, космической, индустриальной. Ерболат Тулепбаев утверждает философскую глубину в живописи, стремясь к метафизическому осмыслению мира. Амандос Аканаев возвращает актуальность древним сакральным символам, пробуждая в зрителе архетипическую память кочевой цивилизации.

В 1990-е годы, на рубеже эпох, казахстанское искусство выходит на новый уровень смысловой концентрации. Бахыт Бапишев превращает архаическую традицию в образ абсолюта, наделяя ее медитативной тишиной. В полотнах Марата Бекеева рождается современный миф о человеке и Вселенной, где звучат отголоски тюркской древности и космологических представлений предков.

Особый раздел новой выставки посвящен казахстанской скульптуре, важному и самобытному направлению в национальном искусстве. Зрители увидят работы выдающихся мастеров Тулегена Досмагамбетова, Еркина Мергенова, Ольги Прокопьевой, Ескена Сергебаева. Их произведения отражают ключевые темы, художественные ориентиры и пластический язык целого поколения скульпторов, формировавших лицо современной казахстанской пластики.

Салих Айтбаев - Молодые казахи (1967)(1).jpg
Салих Айтбаев - Молодые казахи (1967)

Выставка «Шедевры искусства Казахстана» представляет зрителям лучшие образцы национальной живописи и скульптуры, в которых органично сочетаются традиционные мотивы и современное художественное мышление. Эти произведения формируют многогранный образ Казахстана — страны с богатым культурным наследием, устремленной в будущее и открытой миру.

Стоит отметить, что подобные выставки становятся важным пространством диалога культур, где искусство служит универсальным языком взаимопонимания. Знакомство с казахстанским искусством не только расширит представление о художественной палитре региона, но и углубит культурные связи между нашими странами. Обмен творческим опытом всегда обогащает вовлеченные в диалог стороны, напоминая о том, что искусство — одна из самых прочных и неизменных основ для доверия, уважения и сотрудничества в современном, стремительно меняющемся мире.

Партнерами экспозиции выступили Министерство культуры и информации РК, Национальный музей искусств РК имени Абылхана Кастеева, а также Федеральное государственное учреждение культуры РФ «Росконцерт». Проект проходит при поддержке Министерства культуры РФ.

Фото предоставлено пресс-службой НМИ РК

Читайте в свежем номере: