Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
XXI век и мы. Как будут меняться деньги
ИсследованияМир будущего

XXI век и мы. Как будут меняться деньги

Фото: RDNE Stock project / pexels.com

Монеты и банкноты, банковские счета, чековые книжки, пластиковые карточки, приложения в смартфоне, цифровая национальная валюта — исторические этапы денег. О том, как они будут меняться в течение предстоящих 10-50 лет, дает представление интервью «Финансам Mail» футуролога, участника I международного симпозиума «Создавая будущее» Руслана Юсуфова.

Он видит наиболее реальным вариантом развития событий тот, в котором основной ценностью станет не золото или нефть, а вычислительные мощности. То есть способность компьютеров обрабатывать нарастающий поток информации. Эти мощности сами станут деньгами или начнут определять стоимость валют. И чем больше у страны технологических возможностей, тем сильнее будет ее валюта.

Альтернативным сценарием футуролог называет создание единой глобальной финансовой системы. В этом случае технологическое преимущество отдельных стран будет влиять не на национальные валюты, а на их долю участия в управлении новой системой. Но в этом направлении уже возникла фундаментальная проблема. Единая система предполагает и единую валюту, которой Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) попытались продвинуть презентованный весной 2024 года цифровой юникойн.

В ответ МВФ и ВБ сразу напомнили кризис 2008 года — наглядный пример того, насколько в современном мире все взаимосвязано. Ведь тогда действия небольшой группы спекулянтов на рынке недвижимости в одной стране (США) разорили тысячи предприятий и лишили работы миллионы людей по всему миру. То же самое возможно и на валютном рынке, если контроль над эмиссией и другими параметрами единых глобальных денег получит ограниченная группа организаций — не исключены катастрофические последствия. Поэтому в мире единой валюты требуется принципиально новая система защиты от ошибок и манипуляций. Такая защита, при которой действия одной группы не приведут к коллапсу всей системы. Но реализуемо ли это технически — вопрос открытый, подчеркивает эксперт.

Он не забывает о тех, кто откажется от современных финансовых технологий. Для таких людей и сообществ, по мнению Руслана Юсуфова, возникает интересный парадокс: они могут оказаться либо в крайней бедности, либо в избыточном богатстве. «Почему? — рассуждает футуролог. — Потому что отказ от новых технологий — это фактически отказ от современных финансовых инструментов. Это как сейчас отказаться от банковской карты — можно, конечно, но накладно. В итоге останутся только те, кто может себе это позволить — как современные амиши, живущие натуральным хозяйством, или, наоборот, очень обеспеченные люди».

Что касается целых государств, которые решат пойти по пути отрицания технологий, здесь все гораздо серьезнее, отмечает эксперт. Такие страны не смогут конкурировать с технологически развитыми соседями. Закончится все мягким поглощением через экономические механизмы или прямым подчинением.

«Впрочем, — предполагает Юсуфов, — вполне возможен сценарий, в котором некоторые страны могут найти свою нишу, предлагая услуги «цифрового детокса» — территории, свободной от технологий, для тех, кто хочет временно или окончательно выйти из цифрового потока. Такой вид туризма или даже ПМЖ может стать новой экономической моделью и обеспечить этим странам самодостаточность».

Футуролог также прогнозирует, что «отрицатели прогресса» будут пользоваться привычными валютами — долларом, евро, юанем, фунтом, рублем, йеной. Ведь способ хранения и платежей — будь то наличные или цифровой счет в смартфоне — не меняет природы денег. Если не отрицать саму технологию их производства, новая форма валюты просто не нужна. Придут ли такие люди к новым технологиям — вопрос их убеждений и стабильности сообществ. В этой связи эксперт напомнил, что существуют племена, которые до сих пор не представляют, что такое порох, бензин или интернет, и не стремятся к этим знаниям.

По мнению Юсуфова, интереснее ситуация с теми, кто следует за техническими новшествами. Например, по историческим меркам недавно появились криптовалюта и ИИ. И то, и другое требует больших вычислительных мощностей, в свою очередь поглощающих огромное количество электроэнергии. Норма (токен) доступа к ней и вычислениям тоже может превратиться в валюту.

Футуролог предлагает представить человека с нейроинтерфейсом. Его эффективность будет зависеть от возможности подключаться к вычислительным мощностям. В этом случае токен доступа к этим мощностям или ИИ становится общей ценностью и для людей с имплантами, и для бизнеса, борющегося за выживание, и для государств.

Вычислительные мощности будут потреблять и производить колоссальные и непрерывно нарастающие объемы энергии и данных. Чтобы обрабатывать такие массивы информации в масштабах человечества в ближайшие 50-100 лет, потребуется совершенно новый уровень качества связи, отмечает футуролог. Становится очевидным, что валюта будущего может базироваться на четырех ключевых ресурсах: энергии, информации, связи и вычислительных мощностях.

(Окончание следует.)

Читайте в свежем номере: