Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЛичный счет

Рабский труд?

Тысячи казахстанцев нелегально работают в Южной Корее. Это одно из главных направлений, куда они отправляются на заработки. По данным, предоставленным Сеулом, здесь нелегально проживает около девяти тысяч казахстанцев. Реальные цифры могут быть выше. Эти люди ежедневно рискуют, чтобы заработать на жизнь себе и своим семьям. Казахстан ведет работу по присоединению к южнокорейской системе разрешений на работу. Она может позволить людям трудиться легально. 

Вкалывают за копейки
Пока казахстанцы придумывают хитрые планы, как улизнуть в Корею, в соседних странах еще в начале 2000 годов позаботились о том, чтобы их граждане попадали туда на заработки легально. В 2007 году правительства Узбекистана и Кыргызстана подписали меморандум с Южной Кореей по отправке рабочих на корейские предприятия. 

Для этого в Южной Корее работает система трудовых разрешений (СТР), или Employment Permit System (EPS). СТР представляет собой сотрудничество между правительствами стран. Ее цель — облегчить процесс трудовой миграции. В рамках этой системы Корея ввела визы E-9, которые предоставляют юридический статус «рабочий» низкоквалифицированным мигрантам. Сегодня Корея обеспечивает работой граждан 16 государств: Бангладеш, Камбоджи, Китая, Индонезии, Кыргызстана, Лаоса, Монголии, Мьянмы, Непала, Пакистана, Филиппин, Шри-Ланки, Таиланда, Тимор-Лешти, Вьетнама и Узбекистана. И правительство каждый год устанавливает квоты на количество рабочих из каждой страны. 

В Корее СТР рассматривают в первую очередь как трудовую стратегию, а не иммиграционную политику. На фоне постоянного роста экономики и уровня доходов жителей Корея нуждается в низкоквалифицированных рабочих. Благодаря контракту, регулирующему статус и материальное положение трудовых мигрантов, за 15 лет 27 тысяч узбекистанцев и более пяти тысяч кыргызстанцев смогли легально работать в Корее. 

Сейчас ежегодная квота для Узбекистана на южнокорейском рынке труда составляет 3,2 тысячи рабочих мест, для Кыргызстана — 1800. Конечно, получить работу не так-то просто, есть отбор. Желающие должны сдать специальные тесты, в том числе на знание корейского языка. 

Властям Таджикистана еще не удалось достичь межправительственного соглашения для легализации трудовой миграции в Корее. Но недавно компания «Душанбе-Моторс» сообщила, что планирует ежегодно отправлять в Южную Корею от 3 до 10 тысяч трудовых мигрантов из Таджикистана. 

Одни среди своих 

Казахстанская сторона неоднократно поднимала тему выделения квот на встречах с внешнеполитическим ведомством Кореи. В январе 2020 года Минтруда Казахстана предложило корейским коллегам привлекать казахстанцев к сезонным работам в сельском хозяйстве и рыболовстве. Но корейцев не заинтересовало предложение. 

Как поясняют в министерстве, главные причины такого решения — ограничительные меры из-за распространения COVID-19 и несоответствие профессиональных квалификаций казахстанцев в отраслях (морское рыболовство, производство риса и другие), внедренных в программе. 

Чтобы остановить поток казахстанцев, нелегально пребывающих в Корее, есть только одно решение: создание качественных рабочих мест у себя. В Казахстане эта проблема каждый раз (а точнее уже 30 лет) ставится в качестве одной из главных задач, требующих немедленного решения. Но особых подвижек нет. По словам политолога и руководителя проектов в Eurasian Center for People Management Аймана Жусупова, в связи с тем, что в Казахстане с каждым годом растет количество трудоспособной молодежи, проблема может только ухудшиться. Молодые люди, не найдя достойную работу в Казахстане, будут все больше стремиться в развитые страны. 

По сравнению с США или Великобританией, которые также предлагают хорошие деньги для мигрантов, Корея более доступна, поскольку виза для казахстанцев туда не требуется. Безвизовый режим был введен в ноябре 2014 года. Кстати, среди стран СНГ только Казахстан и Россия имеют такую привилегию. Именно безвизовый режим повлиял на рост количества нелегальных казахстанцев в Корее. В 2014-м их было 359 человек, а теперь — почти 12 тысяч. 

Социолог Ботагоз Ракишева, исследуя тему нелегальной миграции казахстанцев в Южную Корею, выяснила, что в основном уезжают молодые парни в возрасте от 20 до 30 лет из южных регионов страны. В зависимости от условий труда ежедневный заработок мужчин составляет от 100 долларов и выше, женщин — от 50 долларов. 

Мало того что многие казахстанцы работают незаконно в чужой стране, они еще временами оказываются в розыске полиции. Самый громкий случай был в 2019 году в южнокорейском городе Чханвоне. Двадцатилетний казахстанец Сырым Шарибек сбил на автомобиле семилетнего ребенка и скрылся с места ДТП. Мальчик получил перелом черепа, у него случилось кровоизлияние в мозг. На следующий день казахстанец вернулся на родину через Узбекистан. Полиция выяснила, что он находился в Корее нелегально и не имел водительских прав. Оказалось, что автомобиль, которым он управлял, был зарегистрирован на другого человека. Тогда Южная Корея обратилась к Правительству Казахстана с просьбой об экстрадиции Сырыма. Парень признался в преступлении и добровольно сдался южнокорейской полиции. Его приговорили к двум годам и шести месяцам тюрьмы. Но позже Сырым подал апелляцию, после чего ему сократили срок заключения до двух лет. 

Нелегалы дешевле 

К тем, кто собрался покинуть эту страну добровольно, власти обещают не применять никаких санкций. По режиму «зеленый коридор» на родину вернулись тысячи наших земляков. Как признаются сами нелегалы, за границей платят очень хорошо. Но не все выдерживают тяжелый труд, а в отдельных случаях можно попасть в рабство. 

В основном наши соотечественники работают на стройке. Ежедневная прибыль — 100 долларов. Помимо этого, местные работодатели сами оплачивают им жилье и питание. Южнокорейцам нанимать иностранных нелегалов намного выгоднее, чем своих граждан. По словам некоторых нелегалов, за все время пребывания в Южной Корее им удалось накопить определенную сумму денег для покупки квартиры в Казахстане. 

— За два года, если в общем посчитать, то в пределах 30 тысяч. Это кроме своих расходов, которые у меня тут. То есть чистыми в пределах 30 тысяч. Это опять же кому как повезет. В среднем в год, допустим, от 15 до 25 тысяч можно заработать, — поведал нелегал Азамат. 

Большие долги, безработица и низкое материальное положение — это основные причины, по которым казахстанцы уезжают на заработки в Южную Корею. Едут туда наши соотечественники обычно под видом туристов на 30 дней. За это время стараются найти работу и остаться, пока не накопят нужную сумму. При этом возвращаются домой не все. 

По данным МИДа, за полгода погибли семь наших земляков. Возраст погибших варьируется от 30 до 40 лет, уточнили в ведомстве. 

Читайте в свежем номере: