Борьба с онлайн-мошенничеством идет по всем фронтам не только в Казахстане, но и во всем мире. Однако результаты пока неутешительные. По итогам 2024 года именно этот вид преступления занимает ведущую позицию среди уголовных правонарушений в нашей стране. Вместе с тем антифрод-центр, созданный в середине прошлого года, в течение полугода заблокировал подозрительные операции почти на 1,5 миллиарда тенге, но все равно в прошлом году пострадавшие граждане отдали онлайн-мошенникам свыше одиннадцати миллиардов тенге, что в 2,8 раза больше, чем в 2023-м. И, судя по всему, это не предел.
Оптимистичная динамика
Как сообщили в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, по итогам 2024 года в стране наблюдается снижение общей преступности на 5,3 процента (со 140 272 до 132 778).
Такая амплитуда наблюдается по преступлениям небольшой тяжести на 7,6 процента (с 21 826 до 20 178), средней тяжести — на 16,8 (с 58 874 до 48 992) и тяжким — на 2,2 (с 37 548 до 36 736). Отмечается значительное снижение краж на 28,3 процента (с 42 639 до 30 593), в том числе сотовых телефонов — на 30,9 (с 10 530 до 7273), квартирных — на 33,5 (с 3566 до 2373), автотранспорта — на 42,2 (с 258 до 149).
Рост преступности в разрезе регионов наблюдается в Мангистауской области на 12,2 процента (с 3097 до 3474), Атырауской — на 8,5 (с 4283 до 4647) и Павлодарской — на 5,6 (с 5039 до 5322). Самые криминогенные города — две столицы: Алматы — 24 965 (18,8 процента) и Астана — 17 339 (13,1).
В разрезе уголовных правонарушений вишенкой на торте между тем стало мошенничество — самое популярное преступление по итогам года, 34 процента (45 156).
Удручающая статистика
Тем временем, как сообщил 27 января 2025 года Национальный банк РК, за первые полгода своей работы антифрод-центр помог сохранить сбережения казахстанцев в размере почти полтора миллиарда тенге (данные на 20 января этого года). Это общая сумма всех подозрительных переводов, которые были заблокированы новым центром по обмену данными о мошеннических транзакциях, запущенным регулятором в середине 2024 года.
По данным Нацбанка, в рамках работы антифрод-центра на 20 января 2025 года было зарегистрировано 17 680 мошеннических инцидентов.
В свою очередь, аналитики ресурса Finprom.kz напомнили, что центр представляет собой цифровую платформу, позволяющую всем подключенным к ней участникам обмениваться сообщениями в режиме реального времени и быстро блокировать подозрительные операции. Их помечают специальной маркировкой и отслеживают как банки-отправители, так и банки-получатели. Поэтому даже если деньги со счета пострадавшего были списаны, они могут быть заблокированы и не выплачены потенциальному получателю-мошеннику. По данным Нацбанка РК на 20 января 2025 года, большая часть заблокированных средств — 1 119 722 662 тенге — была признана подозрительными переводами еще на стороне банка-отправителя. Выплату 339 114 488 тенге предотвратили банки-получатели.
Между тем, как сообщает Finprom.kz, среди зарегистрированных инцидентов на декабрь 2024 года чаще всего мошеннические действия происходили при телефонных разговорах. Доля таких правонарушений составила 25,5 процента. На втором месте — лжеинвестирование, 18,9 процента. Доля обмана через соцсети и мессенджеры — 17,6 процента. Значительно реже фиксировались случаи фиктивных продаж в сети, мошенничества через дропперов или продаж через фиктивные мошеннические сайты-«зеркала».
Аналитики напоминают, что работа антифрод-центра нацелена как раз на то, чтобы не допустить перечисления средств в случае мошеннических действий. Ведь если цепочка завершена, шансы найти преступника постфактум и взыскать с него ущерб невелики. Об этом свидетельствует и статистика. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК, за январь-декабрь прошлого года в стране было зарегистрировано 22,9 тысячи уголовных дел по фактам интернет-мошенничества. Из них в 81,8 процента случаев сроки досудебного расследования были прерваны в связи с «неустановлением лица, совершившего уголовное правонарушение». И год от года цифра растет: с 2019 года доля закрытых с такой формулировкой уголовных дел составляла от 71 до 79 процентов.
Ущерб от интернет-мошенничества огромен и пока несопоставим с тем объемом средств, которые удалось заблокировать антифрод-центру за полгода, констатируют аналитики Finprom.kz. Так, по данным за январь-декабрь прошлого года, пострадавшие отдали онлайн-мошенникам 11,4 миллиарда тенге, что в 2,8 раза больше, чем в 2023-м. Первое место занимают физические лица, они перевели нарушителям 11 миллиардов тенге. Среди пострадавших есть и юрлица (они потеряли 385 миллионов тенге) и даже государственные организации (8,4 миллиона). Возмещение же ущерба было относительно небольшим — всего 36,6 процента, то есть две трети всего объема средств, или более 7 миллиардов тенге владельцам вернуть не удалось, резюмирует ресурс.
Шаблонные схемы
Между тем во всем информационном пространстве страны — на всех платформах, в приложениях, мессенджерах, социальных сетях — государственные и банковские структуры делятся советами и предупреждениями о действиях мошенников. В свою очередь эксперты информационного ресурса Fingramota.kz (это один из проектов Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка) считают, что мошенники работают по шаблонным схемам.
Первая и самая популярная, по мнению аналитиков, идет под названием «Сотрудники банков, правоохранительных органов». Аферисты звонят ничего не подозревающим гражданам, представляясь сотрудниками службы безопасности банков. Они сообщают, что «произошла подозрительная транзакция», и просят продиктовать код из sms для ее отмены. На самом деле это код для подтверждения перевода денег со счета жертвы. Каждый год в Казахстане такие мошенники выманивают у доверчивых граждан миллионы тенге, констатируют эксперты. Также они могут выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Далее следует схема «Госслужащие». Мошенники звонят, представляясь сотрудниками налоговой службы или электронного правительства — службы «1414» и требуют срочно оплатить «задолженность», угрожая арестом счетов. Они отправляют ссылки на фальшивые платежные страницы, где пользователь вводит данные своей карты и впоследствии теряет деньги. «Близкие родственники».Мошенники взламывают аккаунт в мессенджере и пишут либо звонят родственникам «жертвы» с просьбой срочно перевести деньги «на лечение» или «оплату штрафа». Затем идут такие схемы, как «Курьеры» и «Работодатели». Об этих схемах подробнее, а также советы экспертов, как себя вести в подобных ситуациях, вы можете прочитать на сайте Fingramota.kz.
Вдохните и выдохните
Тем временем несколько в стороне от «шума и гама» стоят и нервно курят… психологи. Ведь, как заявили «НП» практикующие специалисты, в основе мошенничества прежде всего лежит психологический фактор, о чем многие забывают. Понятно, что аферисты играют на человеческих слабостях, таких как любопытство (кстати, именно этот фактор называют большинство клиентов, пострадавших от мошенников), страх, эмпатия, тщеславие и многие другие. Главное же для мошенника любыми путями получить доступ к вашим деньгам либо персональным данным, в общем, конфиденциальной информации. И для него, по мнению специалистов, все средства хороши, в том числе и психологические манипуляции.
Но, как заявили эксперты, все действия мошенников, в особенности телефонных аферистов, направлены прежде всего на то, чтобы вывести потенциальную жертву из равновесия. Два фактора: бурные эмоции — стресс (близкий человек попал в беду, выводят средства с ваших счетов) или эйфория (вы выиграли путевку на Багамы, получили неожиданно посылку) и ограничение по времени для принятия решения играют самую важную роль в этих коммуникациях.
Как распознать телефонного мошенника? Специалисты констатируют, что он будет говорить о деньгах либо ваших персональных данных. Он предложит совершить действие: перейти по ссылке, отправить ему какую-либо конфиденциальную информацию, сообщить sms-код. Его звонок вызовет у вас сильные эмоции либо такой же интерес, и в конечном итоге вы окажетесь в цейтноте.
Рекомендации специалистов, с одной стороны, просты, с другой — неимоверно сложны, на наш взгляд, в данной ситуации. Эксперты советуют лишь одно — не торопиться, в том числе принимать решения, «бежать» спасать свои счета или близких людей, инвестировать средства куда-либо! Врачи рекомендуют остановиться, глубоко вдохнуть, резко выдохнуть и еще раз повторить это упражнение, что поможет уравновесить вашу нервную систему. Психологи напоминают, что вы находитесь в цейтноте, ведь на вас давят, вам угрожают и требуют принять решение немедленно. Но дайте себе лишь пару минут, советуют врачи. Перезвоните, уточните, сходите… Однако в наш век скоростей именно это сделать и трудно. Но эта пара минут может спасти вас от необдуманных действий. Ведь чем длиннее пауза, тем меньше шансов, что «разводка» увенчается успехом.
И последнее. Психологи настоятельно рекомендуют рассказывать близким, знакомым и просто в соцсетях, если вы стали жертвой мошенника. Не стесняться. Те истории, которые преподносят в информационном пространстве, не дают того эффекта, который ожидают, уверены специалисты. Хотя тоже, несомненно, нужны. Но эти грустные события произошли ведь с незнакомыми нам людьми… Конечно, лохом в наше время быть грустно и стыдно, тем более если у тебя, например, высшее юридическое образование. Однако именно эти истории (друзей, соседей, родственников) способны, по мнению экспертов, снизить статистику по этому виду преступления. Предупрежден, значит вооружен.
Карлыгаш Мурат