Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЛичный счет

Мы поедем, мы помчимся...

Почему Минтранс РК лоббирует междугородние автобусные перевозки

Идею Министерства транспорта о том, чтобы пересадить казахстанцев с InDrive и «Яндекс. Такси» в поезда и междугородние автобусы, в эти дни не обсуждал только ленивый и тот, кто ни разу не выезжал за пределы своего города. 

На первый взгляд, предложение абсурдное — пассажир сам выбирает, что ему комфортнее и удобнее. С другой стороны, то же «Яндекс. Такси» достаточно часто фигурирует в качестве участника ДТП в городах страны. Можно ли найти золотую середину в этом вопросе? 

Итак, в Министерстве транспорта высказались относительно запрета междугородних поездок для водителей InDrive и «Яндекс.Такси» на расстояние более 50 километров, то есть не дальше пригородов областных центров. Пока чиновники обговаривают этот вопрос с участниками рынка. Было заявлено, что прежде, чем принять какое-либо решение, проведут общественные слушания. Это сегодня модно. Видимая причина заботы о населении страны — безопасность на дорогах. По информации Минтранса, большая часть ДТП с летальным исходом происходит именно на междугородних трассах, где высокая скорость движения. 

«Соответственно, основной акцент также направлен на такси, которые занимаются перевозками граждан между городами», — подчеркнули в министерстве. 

Не впервой 

В сентябре 2023 года бывший тогда министром транспорта Али Алтай поднимал вопрос о частных такси, говоря о том, что водители, использующие такие приложения, часто нарушают правила скоростного режима, как и режим труда и отдыха: работают дольше, чем разрешено законом в течение дня, отсюда и аварийность на дорогах. По информации на тот момент, около 35 процентов ДТП в стране происходит из-за таких нарушений. Тогда же предполагалось принять меры в виде дорожной карты по борьбе с нелегальными перевозчиками, включая работу с приложениями такси. 

МВД со своей стороны должно было внедрить систему контроля средней скорости для перевозчиков, что позволило бы снизить скорость и обеспечить безопасность на дорогах, и другие методы. Главное, на что планировалось обратить внимание, — восьмичасовой рабочий день. Почему тогда ничего не было сделано в этом направлении, неизвестно, а теперь министерство намерено решить проблему кардинальным путем. Запретить. 

К слову, о ДТП на примере Костанайской области. По информации первого заместителя начальника департамента полиции Алексея Милюка, в основном ДТП происходят по причине выезда автомобилей на полосу встречного движения, нарушения правил маневрирования, превышения скорости. 

«Это связано с тем, что большинство автотрасс имеет только две полосы для движения и не выдерживает высокой транспортной нагрузки. Мы понимаем, что современные дороги не могут быть построены в короткие сроки. В связи с чем нужно делать акцент на пассивные элементы безопасности, одним из которых является дорожная разметка», — отметил полицейский чиновник. При том, что Костанайская область — четвертая в республике по протяженности автодорог, доля дорог первой технической категории всего 70 из 1300 километров, что составляет немногим более пяти процентов. 

Так, может, не такси виновато? 

Пора выйти из зоны комфорта? 

Нынешний Министр транспорта Марат Карабаев решил выбрать не самый популярный вариант решения проблемы — запрет через ограничение поездок на InDrive и «Яндекс.Такси» по междугородним перевозкам. Главный довод — снижение популярности автобусных перевозок. Казахстанцам проще заказать машину через интернет-платформу, чтобы их забрали прямо из дома. «Устанавливаемая средняя скорость повлияет на то, чтобы автобусное сообщение возобновилось. Водители такси нарушают предельную скорость и доезжают быстрее. Когда у нас будет средняя скорость, то разница у автобуса и легкового авто будет небольшая. Есть опыт стран, когда такого вида агрегаторы имеют право довозить до 50 километров, не больше», — сказал Карабаев в кулуарах Правительства. 

Но сейчас разговор даже не о пресловутых километрах, а об элементарном удобстве для потребителя, то есть пассажира. Предположим, вы решили отправиться в гости в другой город или приграничную область России. Мало того что необходимо подстраиваться под расписание, причем автобусы в вашем населенном пункте могут курсировать в нужном вам направлении всего один или два раза в неделю, так вам еще и предлагают, как в старые времена, с багажом добираться до автовокзала на общественном транспорте или том же такси. А потом телепаться в душном автобусе на протяжении многих часов. Например, от Павлодара до Томска в автобусе этот путь занимает до 14 часов. То еще удовольствие. Все это напоминает высказывание бывшего министра цифровизации Багдата Мусина о том, что казахстанцы потребляют слишком много информации и должны экономить мобильный трафик, когда речь зашла о плохом качестве интернета. Теперь минтранспорта пытается загнать жителей страны в автобусное стойло. 

Кстати, судя по комментариям, многие не против автобуса. «Если будет, как в Эмиратах, комфортно и с кондерами, нормальной скоростью передвижения до 90 километров в час, то и запрещать ничего не нужно будет. 

Люди сами будут на них передвигаться. Конкуренция — это стимул для развития. Зачем поддерживать отмирающий бизнес субсидиями и законами?» — пишут в соцсетях. 

Взгляд депутата 

Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Никита Шаталов высказался на этот счет в своем телеграм-канале: «Давайте разберемся, почему люди выбирают поездки через платформы. Во-первых, есть устаревший автобусный парк, который не дает должного комфорта и гибкости в планировании маршрута. Например, автобусы по одному из популярных направлений Караганда — Астана ездят в сутки лишь дважды — в 3 и 5 часов. При этом, если вы проедете по этому маршруту, то увидите, насколько загружена платная дорога (про ее состояние в данный момент стоит поговорить отдельно, на мой взгляд, QAJ не справляется со своими обязанностями). Есть большой спрос, который даже не пытаются покрыть перевозчики. Хотя цена проезда вполне рыночная — 3450 тенге в микроавтобусе. Водители InDrive берут в среднем 4-5 тысяч при меньшей загрузке салона. Во-вторых, люди не выбирают автобусы, так как есть совершенно устаревшая инфраструктура вокзалов, которая не отвечает потребностям пассажиров. Нет ни свободного пространства, ни сервиса, к которому люди уже привыкли. Поэтому ехать из дома — вполне разумно. Вы даже билет на автобус через популярные сервисы купить не сможете, а за воду в вокзальном магазине переплатите трижды». 

Как отмечает депутат, ограничив официальное предложение услуг только автовокзалами, министерство своей цели не достигнет: получив монопольный рынок, вокзалы и маршрутные сети точно не начнут развиваться. Зачем что-то выдумывать, если нет конкуренции. 

«Спрос и потребительские привычки никуда не денутся. Ну и самое, на мой взгляд, важное — наименее приспособленные уйдут с рынка и потеряют стабильный источник пополнения семейного бюджета. Это люди, которые сейчас превратили извоз либо в постоянный источник дохода, либо в инструмент дополнительного заработка. Я сильно сомневаюсь, что Минтранс предложит им какую-то рабочую альтернативу», — заметил Никита Шаталов. 

Поэтому он предлагает крепко подумать и найти вариант, как создать на рынке действительно серьезную конкуренцию, а не убивать ее вовсе. 

Читайте в свежем номере: