Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Что ждет экономику Казахстана в ближайшем будущем?
ЭкономикаФинансы

Что ждет экономику Казахстана в ближайшем будущем?

Компания АКРА сделала макроэкономический прогноз вероятного сценария развития экономики РК с учетом воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также в контексте реализации ряда принятых ранее в стране экономических и политических решений на 2025-2027 годы. Прогноз, как известно, дело неблагодарное, но он дает картину мира, на которую если нельзя повлиять, то можно скорректировать.

Нынешние реалии

Если по итогам 2023 года экономика Казахстана показала рост на 5,1 процента, то в первом полугодии этого года темпы роста в добывающих секторах оказались не столь высокими. Среди причин — задержка в расширении нефтедобычи на месторождениях. А это в свою очередь происходило на фоне сдержанного роста экономик основных торговых партнеров и умеренного внешнего спроса. Кроме того, невысоких объемов инвестиций в основной капитал. В результате за этот период экономика страны выросла на 3,2 процента в реальном выражении, а основными драйверами для нее стали обрабатывающие производства и строительство (рост на 5,1 и 8,6 процента соответственно). По мнению экспертов АКРА, в период с 2024 по 2027 год экономический рост в реальном выражении составит от 3,8 до 4,2 процента ежегодно, что в целом соответствует потенциалу экономики страны. Что касается драйверов роста, то, скорее всего, ими станут сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, строительство и добывающие отрасли (не ранее 2026 года).

Бюджет

Что касается бюджета, то прогнозируется стабилизация его дефицита в 2026-2027 годах. На начало сентября его расходная часть была исполнена на 60 процентов относительно годового плана, а доходная — на 63. В этом году можно ожидать дефицита в размере около 3,9-4 триллиона тенге, или около 2,9-3 процента прогнозного ВВП. В 2025 году ожидается сочетание гарантированного и целевого трансфертов в бюджет на общую сумму 5,25 триллиона тенге, а в 2026 и 2027 годах ежегодно будет использовано лишь по 2 триллиона тенге гарантированной части трансфертов.

Валютный курс

Как отмечают эксперты, внешняя торговля испытывает давление из-за осложнений в добывающих секторах. В этом году сдерживающее влияние на текущий счет платежного баланса оказывает динамика сырьевых отраслей. Однако по мере расширения добычи со следующего года товарный экспорт частично восстановит позиции. Частично восстановится и товарный импорт, но тренд будет сдержанным, учитывая умеренный совокупный рост потребительского и инвестиционного спроса, а также относительно крепкий тенге. Чистый экспорт при этом останется в зоне умеренно положительных значений, в том числе на фоне усиления торговли с Китаем. С точки зрения международных услуг позиции Казахстана становятся все более сбалансированными: если с 2001 по 2010 год среднее отрицательное сальдо в этом сегменте составило -6,7 процента ВВП, с 2011 по 2020 год было равно -2,8 процента ВВП, то в 2024 году, как полагает агентство, оно выйдет на уровень -1 процент. И эта тенденция, по прогнозам, скорее всего, сохранится.

Инфляция

Стабилизация инфляционных ожиданий, продолжительные и весьма жесткие монетарные условия, стабилизировавшаяся международная продовольственная инфляция и относительно стабильный курс тенге способствуют замедлению инфляции в стране. Однако снижение темпов роста цен идет довольно медленно, что связано с затяжными эффектами монетарной политики, а также с активной бюджетной политикой в части увеличения социальных расходов и бюджетного зарплатного фонда. В 2023 году номинальные денежные доходы выросли на 15,8 процента в годовом сопоставлении, а номинальная средняя заработная плата — на 17,6. В этом году эти тенденции сохраняются, хотя и проявляются в меньшей степени. Кроме того, сдерживающими факторами для замедления инфляции выступают повышение ряда тарифов ЖКХ, акцизов на табачные изделия и краткосрочные эпизоды ослабления тенге в летний период. Следующий год может стать последним годом повышенной инфляции в этом цикле. 

Что касается последующих лет — 2026-го и 2027-го, то, по мнению экспертов, инфляция приблизится к цели регулятора, если не будет новых инфляционных шоков — импортируемых либо связанных с очередным фискальным расширением.

Риски

В 2023 году и первой половине 2024-го в экономике Казахстана реализовались такие структурные риски, как стагнация в добывающих отраслях, фискальное расширение вместо заявленной ранее консолидации, импорт инфляции и последовавшая за этим подстройка инфляции услуг.

По мнению АКРА, до 2027 года выделяются четыре основных риска с точки зрения перспектив реализации прогнозного сценария. Первый — возможное осложнение ситуации с расширением добычи сырья и усложнение экспортно-торговых путей. Второй — слабая бюджетная дисциплина с точки зрения нацеленности на консолидацию бюджетной политики в средне- и долгосрочной перспективе. Третий — вероятность вторичных экономических санкций на отраслевом уровне. Четвертый — потенциал ослабления российской валюты, который несет в себе риск увеличения товарного импорта при одновременном сокращении экспорта в Россию. 

Вероятность реализации указанных рисков по отдельности нельзя назвать высокой, но они будут актуальны в течение всего прогнозного периода, а их совокупность в случае совместной реализации может стать источником существенных негативных последствий для экономики Казахстана на горизонте прогноза, отмечают эксперты. 

Как говорится, время покажет реальность прогнозов.

Читайте в свежем номере: