Согласно официальным данным, в Казахстан на заработки приезжает нескольких сот тысяч трудовых мигрантов, в основном из соседних стран. В свою очередь, более 70 тысяч наших соотечественников работает за рубежом. Как соблюдаются права гастарбайтеров у нас, а наших — на чужбине, рассказали специалисты.
Баланс интересов
— Трудовая миграция была, есть и будет. Та же Америка, те же Объединенные Арабские Эмираты создавались за счет приезда трудовых мигрантов. Казахстан в этом плане — не исключение, — заявил заместитель председателя Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Ерболат Абулхатин, выступая на дискуссиях в рамках круглого стола на тему “Мигранты в Казахстане: проблема или перспективы”, который прошел на днях в Астане на площадке Sputnik Казахстан.
По его информации, наша республика — вторая в СНГ страна после России по количеству принимаемых мигрантов.
— Привлечение трудовых мигрантов необходимо для развития экономики. Тут главное — сохранять баланс интересов и защиты внутреннего рынка труда, — добавил спикер.
Так, согласно статистке МВД РК, в прошлом году в страну прибыло около 14 миллионов иностранцев, а выбыло около 12 миллионов. Основная часть иностранцев прибывает из стран ближнего зарубежья. Это Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Россия.
Ерболат Абулхатин заверил, что беспокоиться казахстанцам в ожидании большого наплыва конкурентов на рынке труда не стоит. Власти регулируют этот процесс, опираясь на четко установленные правила, согласно которым приезжие могут трудиться в стране только в рамках предусмотренных государством квот.
— Таких квот две. Первая — для привлечения высококвалифицированных специалистов для нефтяных и горнодобывающих компаний — около 20 тысяч человек. Туда же входит профессорско-преподавательский состав, обучающий и передающий необходимые знания казахстанцам, — пояснил Абулхатин.
Вторая — около 290 тысяч человек — на привлечение трудовых мигрантов для домашних хозяйств. Там в основном и трудятся граждане Узбекистана и Таджикистана. “Они выполняют ту работу, которая не популярна у казахстанцев”, — подчеркнул он.
Таким образом, в год Казахстан может и готов официально принять более 300 тысяч трудовых мигрантов.
Старший инспектор по особым поручениям Комитета миграционной службы МВД Алтынбек Масакбаев от себя добавил, что правоохранительные органы держат на контроле миграционный поток в республике.
— В 2023 году было выявлено около 70 тысяч нарушителей миграционного законодательства. Из них около 7,5 тысячи выдворено за пределы республики с запретом на въезд в нашу страну на пять лет. В основном нарушители уклоняются от выезда, своевременно не регулируют свой статус или работают без разрешительных документов, — отчитался представитель МВД.
Как с правами мигрантов у нас и за рубежом?
Коль от гастарбайтеров для экономики есть большая польза, то власти республики предприняли ряд шагов для защиты их интересов.
Так, по словам главного инспектора Национального центра по правам человека Жайнагул Дилжановой, мигранты у нас имеют право на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОСМС, а также на образование для своих детей.
— В стране на начало 2023 года обучалось около 39 тысяч детей мигрантов. Большая часть — в школах. Эти дети наряду с казахстанцами могут претендовать на бесплатное образование в колледжах и вузах страны, — отметила главный инспектор.
Тем временем открытым остается вопрос о правах казахстанцев, выезжающих на заработки в другие страны.
Сейчас казахстанцы могут легально работать только в странах СНГ. По данным статистики, основная доля работает в России, а это более 60 тысяч человек. До 2022 года казахстанцы работали также в Беларуси и Кыргызстане, в основном в сфере промышленности и IT-технологий.
В последние годы наши граждане активно осваивают трудовой рынок Европы, в частности Великобритании, выполняя малоквалифицированную работу в сельской местности, на фермах. Немало казахстанцев трудится в Южной Корее, в основном на промышленных предприятиях крупных корпораций, таких как “Хендай” и “Самсунг”. Точной статистики нет, есть только оценочные данные МИДа, согласно которым около 9-10 тысяч казахстанцев работает в Южной Корее, две тысячи — в Турции и около 1,5 тысячи — в ОАЭ.
Ерболат Абулхатин уточнил, что эти “оценочные” десять тысяч наших соотечественников работают нелегально. Именно поэтому власти Казахстана впервые намерены направить усилия на защиту прав своих граждан, работающих за рубежом. Это вошло в новую концепцию миграционной политики до 2027 года, в рамках которой планируется заключить восемь межправительственных соглашений с такими странами, как Турция, ОАЭ, США, Великобритания, Южная Корея, Израиль, Катар и ФРГ.
— Первый документ уже подписан главой нашего государства с Катаром. Сейчас ведется работа по ратификации этого соглашения на уровне Парламента. После этого казахстанцы смогут легально работать в этой стране. Сейчас ведется работа по подписанию документа с Южной Кореей, — добавил спикер.
Он также уточнил, что в соглашениях будут прописаны порядок выезда наших граждан для работы в этих странах, их права по защите в оплате труда, вопросы возмещения ущерба при получении травм или в случае гибели на производстве.
Мигранты или кандасы
В ходе встречи специалисты также обсудили тему возвращения с чужбины этнических казахов — кандасов, которые также должны найти свое место на исторической родине и вносить вклад в экономику, войдя на внутренний рынок труда.
— Для казахов, которые желают приехать на историческую родину, обустроиться и воссоединиться с родственниками, двери всегда открыты, — заявил представитель МВД, — а потому какой-то ограничивающей квоты на возвращение нет.
В последние годы отмечается рост числа кандасов, прибывающих в нашу страну. Так, в 2018 году прибыло 14 тысяч, в 2019-м — 17 тысяч, в 2022-м — 19 тысяч, в 2023-м — более 21 тысячи человек. Но, по словам зампреда Комитета по миграции, в последние годы изменилась политика приема кандасов. Если раньше они селились там, где хотели, то в этом году по поручению главы государства их ориентируют в северные регионы, где им гарантируют трудоустройство, помощь в получении жилья, содействие в оформлении детей в школы.
Геополитика и миграция
Многие помнят, как два года назад — с началом объявления Россией специальной военной операции на Украине и затем и мобилизации — в Казахстан, особенно в северные области, а также в Астану и Алматы был больший наплыв россиян. Были длинные очереди в ЦОНах, взлетели цены на аренду жилья, на рынке труда появилась конкуренция, что вызвало у казахстанцев некоторую тревогу.
Абулхатин заверил, что специальная военная операция России не отразилась на потоке беженцев в нашу страну. Однако он говорил лишь о беженцах из Украины.
По его словам, на сегодня в Казахстане в этом статусе числятся 322 человека. Из них 226 — граждане Афганистана, 85 — Украины и четыре человека из Сирии.
— На статус ищущего убежища подали 426 человек, из которых 181 — граждане Афганистана и 177 — Украины, — отметил он.
Спикер пояснил, что общих границ у Казахстана с Украиной нет. К тому же беженцы из Украины выбирают в основном страны Европы — Польшу, Чехию, Молдову. Основная часть осела именно там.
— К нам приезжают граждане Украины, которые имеют здесь родственные связи или когда-то здесь проживали, — резюмировал он.
Фото Талгата Галимова