Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Такси-такси, вези-вези
ЭкономикаЛичный счет

Такси-такси, вези-вези

Как монополисты обирают казахстанцев

Казахстанцы платят необоснованно высокие тарифы за поездки на такси. Водители получают крохи от заработанных денег, и только монополисты таксомоторного направления процветают, тем самым провоцируя в республике недовольство населения. Об этом в своем депутатском запросе на имя Министра национальной экономики Нурлана Байбазарова заявил мажилисмен Ислам Сункар. 

Впрочем, подобное сообщение не ново для казахстанской действительности, и темы монополистов, делящих между собой казахстанский рынок в различных секторах экономики, и извоза такси, в частности, поднимались не раз и возникли далеко не вчера. 

Между тем сегодня, согласно данным депутата, “в мировом рейтинге по стоимости услуг такси Казахстан занимает 73-е место”. 

— По состоянию на 31 марта 2024 года стоимость услуг такси в Казахстане составила 0,67 доллара за километр. Это самый высокий показатель среди стран СНГ! — возмущается Ислам Сункар. Добавляя, что “в нашей стране сложилась такая ситуация, что та же платформа “Яндекс.Такси” стала крупнейшим игроком на рынке услуг такси, в данный момент являясь практически монополистом”. 

— В прошлом году государственные органы, обеспокоившись тем, что рост доли рынка позволяет “Яндекс.Такси” контролировать и влиять на условия рынка в целом, предприняли попытки регулирования деятельности указанной компании. Но вместе с тем до сих пор вызывает беспокойство, что комиссия за поездки в “Яндекс. Такси” остается по-прежнему на высоком уровне и влияет на конечную стоимость услуг. Так, например, в зависимости от тарифа и региона за каждую поездку взимается комиссия сервиса от 11 до 17 процентов. К тому же взимается плата таксопарков до четырех процентов, — констатирует депутат. 

Напомним, что сегодня водителями “Яндекс.Такси” в Казахстане являются более 200 000 человек. Для более 50 000 из них это основной заработок. Для остальных 150 000 — дополнительный доход. 

— И этот факт говорит о том, что людям из-за повсеместной дороговизны и низких заработных плат не хватает денег на существование. И они вынуждены таксовать. 

В то же время, по итогам 2023 года, в некоторых СМИ появлялась информация, что доход казахстанских таксистов более чем вдвое превысил медианную зарплату по стране. “Средняя выручка водителя такси в Казахстане, принимающего заказы через агрегатор “Яндекс.Такси”, составляет 493 000 тенге в месяц”, — писали в декабре минувшего года. Однако нельзя забывать, что выручка — это еще не чистая прибыль. И неуместно сравнивать выручку с заработной платой. С зарплатой нужно сравнивать именно чистую прибыль, — утверждает Ислам Сункар. 

Так, если сделать декомпозицию одного условного заказа в 1000 тенге для водителя такси и вычесть оттуда все комиссии, расходы на топливо, мойку и учет естественного износа автомобиля, то сумма чистого заработка водителя будет около 300-400 тенге. Но при этом не стоит забывать и даже, скорее, поставить во главу угла незавидное положение потребителей, которых расценки на услуги такси касаются более чем напрямую. Поскольку заставляют оплачивать, а точнее переплачивать все эти расходы прямым или косвенным путем. Неважно, но главное — из собственного кармана. 

— Я считаю несправедливым, что наши граждане платят высокую цену за услуги такси, а водители при этом в виде чистых доходов получают лишь малую часть от этой суммы. Поэтому предлагаю провести работу по снижению тарифной политики по комиссиям “Яндекс.Такси” и других компаний, заходящих на казахстанский рынок, в связи с регулярно возникающей социальной напряженностью. Например, рассмотреть возможность снижения комиссий за услуги сервисных компаний в сфере такси до 5-7 процентов от заказа либо установить фиксированную плату за заказ от 50 до 70 тенге. А кроме того, проработать, наконец, механизмы поддержки для развития отечественных компаний, предлагающих платформенную занятость в сфере предоставления услуг такси, — заключил депутат.

Читайте в свежем номере: