Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЛичный счет

С новым долгом!

Едва ли не главная интрига нового года — когда придется подавать налоговые декларации большинству казахстанцев: уже в наступившем 2024 году или все-таки в следующем, 2025-м? Связана эта «интрига» с одной неочевидной ошибкой, закравшейся в не самый главный нормативный правовой акт — приказ Министра финансов от 21 июня 2018 года. От того, пожелает ли законодатель ее исправлять, и зависит ответ на вопрос. 

Начнем издалека. Сколько, по-вашему, казахстанцев проживают в многоквартирных домах? Точный ответ никакая статистика, конечно, не даст. Зато Бюро национальной статистики известно, что в Казахстане насчитывается 312 тысяч многоквартирных домов (МКД). Предположим, что средний многоквартирный дом — это пятиэтажка с пятью подъездами и четырьмя квартирами на площадке. Итого 100 квартир, где проживают 100 средних казахстанских семей по четыре человека в каждой. Умножаем 312 тысяч домов на 400 человек в каждом и получаем цифру почти в 125 миллионов жителей! 

Не сходится — столько народа в Казахстане нет. Но ход мыслей-то был правильный... Впрочем, даже если каждый средний МКД населяют не 400, а лишь 40 человек, выходит, что в многоквартирных домах обитает большинство казахстанцев. И вот они-то и есть наша целевая группа, относительно которой нет полной ясности, когда надо сдавать декларацию об активах и обязательствах. 

Дело в том, что в МКД квартиры находятся в частной, а подъезды, крыши, подвалы и придомовая территория — в общей долевой собственности. Право на недвижимость в этом случае возникает в форме кондоминиума. И слово, и сама конструкция, им обозначаемая, — довольно неуклюжие. Но что поделать. В своем подавляющем большинстве этот юридический сфинкс достался Казахстану в наследство от советской эпохи, когда и квартиры, и технические помещения были в государственной собственности. Как смогли, так и приспособили к рыночной современности. 

Как бы то ни было, закон обязывает, чтобы у этого самого кондоминиума была одна из форм совместного управления имуществом множеством собственников: потребительский кооператив (ПК), потребительский кооператив собственников квартир (ПКСК), кооператив собственников квартир (КСК), объединение собственников имущества (ОСИ), простое товарищество (ПТ), а также непосредственное совместное управление всеми собственниками. 

Из них только две последние формы не образуют юридического лица. Тогда как остальные четыре, в том числе самые распространенные — КСК и ОСИ, это именно юрлица. И учредителями этих юрлиц являются все собственники квартир. А значит, то самое большинство казахстанцев. Что очень важно в свете задуманной в Казахстане налоговой реформы. Поскольку по замыслу физические лица должны начать представлять декларации не все одновременно, а по очереди. И в этом порядке черед учредителей юрлиц наступает раньше, чем простых, так сказать, граждан. 

Напомним. Всеобщее декларирование как часть системы налоговой отчетности предполагает, что физлица сначала (и единожды) представят декларации об активах и обязательствах (согласно форме налоговой отчетности 250.00), где расскажут, что успели нажить за всю предыдущую жизнь. А на следующий год (и далее ежегодно) будут сдавать декларации о доходах и имуществе (ФНО 270.00), полученных за соответствующий период. 

Однако наиважнейшим моментом реформы является то, что декларирование, повторимся, вводится постепенно. Сначала разнообразные «випы» — по их «весу», а уж затем все остальные. 

А именно: декларацию об активах и обязательствах первыми — с 2021 года — представили лица, занимающие ответственную государственную должность, уполномоченные на выполнение государственных функций, а также их супруги. С 2023 года к ним присоединились работники государственных учреждений, субъекты квазигосударственного сектора и их официальные вторые половины. 

А с наступившего 2024 года отчитаться об активах и обязательствах должны как раз руководители, учредители (участники) юридических лиц, а также индивидуальные предприниматели, и их супруги. И лишь со следующего 2025 года, то есть в последнюю очередь, им составят компанию все остальные совершеннолетние граждане. Причем не только РК, но и иностранцы, и лица без гражданства, и прочие резиденты, и даже нерезиденты, то есть не проживающие в РК хозяева недвижимости, расположенной как раз в РК. А еще представители недееспособных лиц в определенных случаях, предусмотренных правилами. 

Так вот, получается, что если в многоквартирном доме формой управления собственники выбрали КСК или ОСИ (а также ПК и ПКСК), то эти последние должны сдать декларацию об активах и обязательствах в 2024 году. Если же выбрали простое товарищество или непосредственное управление всеми собственниками (эта форма возможна в МКД, 

насчитывающих не более 16 квартир), то в 2025-м. Это же касается и тех, у кого индивидуальное жилье. (Разумеется, если они не являются участниками каких-то иных юридических лиц.) 

Тем самым собственники квартир в МКД ставятся в разные условия. Насколько это оправданно? Да и вообще, сочетается ли этот порядок с духом реформы, согласно которому сначала должны отчитаться власть и бизнес, а уж затем остальное население. 

Не уверены. На эту мысль наталкивает еще и то обстоятельство, что вышеуказанные сроки прописаны не в Налоговом кодексе, не в законе как таковом, который сочиняют ученые юристы, а затем публично обсуждают депутаты, он проходит множество экспертиз и инстанций, а в довершении всего закон подписывает Президент. 

Нет, сроки и очередность установлены в правилах, утвержденных приказом Минфина. Противоречия, грамматические описки и фактические ошибки в подобного рода НПА, к сожалению, не редкость. С другой стороны, внести изменения в министерский приказ — это не новеллы в закон, процедура намного проще... 

И, кстати, почему-то вспоминается в связи с вышесказанным другая реформа — жилищная. Помните, сколько нервов попортили участникам КСК? Мол, до 1 июля 2023 года всем необходимо преобразовать их в ОСИ! Чиновники еще доводы приводили разные — «аргументированные», как правило... А потом сверху сказали коротко, что мы с этой реформой ОСИ «ошиблись». И вопрос был разом снят. 

Так может, и в данном случае имеет место ошибка? Или, правильнее сказать, про КСК и ОСИ просто забыли. Их ведь нет в перечне юрлиц, который дается в параграфе 2 главы 2 Гражданского кодекса (общая часть). Хотя перечень тот, конечно, не исчерпывающий. Тем не менее все эти кооперативы собственников жилья в МКД — объединения, как уже говорилось, вынужденные, компромиссные, выдуманные специально для этого случая. И приравнивать миллионы граждан, у которых зачастую и другого имущества-то нет, к учредителям полноценных (назовем их так) юрлиц — бизнесменам, политикам, общественным деятелям, по меньшей мере непоследовательно. 

Не удивимся поэтому, что для ПК, ПКСК, КСК и ОСИ все-таки сделают исключение, внеся ретроспективные уточнения в правила. Чтобы в одночасье не превращать большинство казахстанцев в нарушителей закона, которых, если не подадут декларацию, следует привлечь к административной ответственности (согласно статье 272 КоАП). Наказание, правда, небольшое — предупреждение на первый раз и штраф в случае повторного нарушения в течение года. Штраф для физлиц — 3 МРП за представление неполных, недостоверных сведений и 15 МРП за непредставление вообще. 

И тем не менее как-то не хочется быть виноватым по нелепости. Потому-то и взбудоражились казахстанцы, получившие накануне Нового года сообщения с напоминанием о необходимости представления деклараций. Но, к слову, делать это не обязательно следует с 1 января. Сейчас-то взволновались лишь самые ответственные граждане, отзывчивые на любые инициативы чиновников (хотя далеко не все из них, как мы убедились, воплощаются на деле). А вот к 15 сентября, когда истечет срок подачи декларации за текущий год, ажиотаж возможен. 

Читайте в свежем номере: