Казахстанские банки описали некоторые случаи, которые заставили сомневаться в законности деятельности стоматологий. Так, стоматологические клиники помогали казахстанцам обналичивать пенсионные деньги под видом платы за якобы оказанные услуги.
Зубов нет, а брекеты есть
Внимание казахстанских банков привлек случай, когда 21-летнему казахстанцу поставили диагноз «полная адентия», иными словами — полное отсутствие зубов. Несмотря на это, в заключении врачебной комиссии ему рекомендовали следующие виды лечения — чистка зубов и установка брекет-систем.
При этом удалось подтвердить факты, когда в обязательный пакет документов вкладывался рабочий шаблон заключения врачебной комиссии в PDF-формате, в котором можно было редактировать любые параметры пациента — фамилию, ИИН, дату рождения, номер телефона. Нередко указывался одинаковый адрес проживания пациентов во всех заключениях, выданных одной клиникой.
На фоне этого в Казахстане собираются изменить правила снятия пенсионных накоплений. Если обновленный приказ вступит в силу, то с 10 августа по 1 февраля казахстанцы не смогут тратить накопления на указанные стоматологические услуги.
Остается открытым вопрос: почему казахстанцы не могут беспрепятственно распоряжаться честно накопленными деньгами?
Позади планеты всей?
С точки зрения эффективности управления пенсионными активами Казахстан находится в конце мирового списка, считают экономисты.
Сегодня в нашей стране на пенсию выходят люди, которые начали работать еще в советское время. Они получают солидарную выплату от государства плюс свои сбережения. Людям среднего возраста и всем остальным, кто начал работать после пенсионной реформы в 1998 году, придется надеяться только на свои накопления в ЕНПФ. Вероятно, именно поэтому казахстанцам не всегда позволяют использовать пенсию по своему усмотрению. В противном случае им попросту не на что будет жить.
По мнению экономиста, директора центра прикладных исследований «Талап» Рахима Ошакбаева, наша пенсионная система давно находится в тупике. Ее задача — позволить казахстанцам при выходе на пенсию иметь достойный доход, на который они себе накопили. Но эта главная функция совершенно не реализуется. Правительство это игнорирует, не хочет решать проблему, поскольку само является ключевым бенефициаром такой системы. Именно внутренний квазигосаппарат оперирует триллионами казахстанских пенсионных денег и на этих деньгах просто зарабатывает.
Может быть, поэтому многие скептически относятся к действующей пенсионной системе и мало верят, что смогут безбедно жить на свои накопления в старости.
«Доходность наших накоплений гораздо ниже, чем реальная инфляция, и все, что люди отчисляют из своих доходов в обязательном порядке в ЕНПФ, сильно обесценивается, поэтому многие ведут себя рационально: заработную плату получают в конвертах в серой зоне, чтобы не делать отчисления ни в пенсионную систему, ни в ФСМС, ни в ГФСС. Это выгодно и работодателям. Расхождения видны по данным ЕНПФ и Бюро национальной статистики», — добавил эксперт.
И правильно делают?
Рахим Ошакбаев за солидарно-смешанную пенсионную систему, при которой богатые платят за бедных, молодые содержат старых. ЕНПФ, считает он, надо консолидировать в бюджет, а то, что люди накопили, их личные деньги оставить как накопительный компонент, сделать его добровольным и предусмотреть эффективные меры для мотивирования накоплений.
«Если мы хотим иметь достойную пенсию, то должны сейчас откладывать, но не загоняться в прокрустово ложе ЕНПФ, который просто причиняет нам убытки и обесценивает наши сбережения. И я верю, что такие изменения наступят», — уверен экономист.
В свое время Рахим Ошакбаев входил в общественный совет ЕНПФ, но быстро вышел оттуда.
«Конфликт был связан с тем, что руководство ЕНПФ категорически отказалось раскрыть размер своих доходов — заработных плат и премий», — объяснил он ту историю.
По мнению другого эксперта, известного казахстанского экономиста Айдара Алибаева, правильно поступили те казахстанцы, которые приобрели жилье на деньги из ЕНПФ, воспользовавшись тем, что это позволяет установленный для них порог достаточности. Экономист Алибаев считает такое их решение гораздо более разумным, нежели оставить свои деньги под неэффективным управлением. Однако после первой волны снятия пенсионных накоплений ЕНПФ повысил пороги достаточности для частичного изъятия. И теперь снять свои накопления могут немногие.
Фото Талгата Галимова