Светлана Жакупова, как говорил герой фильма «Берегись автомобиля», замахнулась на самое святое, что у нас есть — на Конституцию! В ней черным по белому сказано о конституционном праве граждан на пенсионное обеспечение. «Каждый человек имеет право иметь машину, дачу, книги, деньги! Товарищи, деньги пока еще никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду», — говорит один из героев картины.
Порыться в чужом кармане
Министр, который должен стоять на защите прав трудящихся и пенсионеров, решила посчитать деньги в чужом кармане. Причем большой армии пенсионеров, которые вынуждены и после выхода на пенсию трудиться, в том числе чтобы достойно жить.
«Особо не хотят уходить с работы, потому что им комфортно. Их знания, опыт востребованы, и они могут оставаться. В таком случае выплаты из бюджета предлагается приостанавливать, пока они не уйдут на пенсию», — говорит министр.
Светлана Кабыкеновна как будто сама себе противоречит. Если пенсионеры — это ценные кадры, зачем же тогда их выставлять за порог? К тому же каждый работодатель сегодня сам решает, кто ему нужен, и проблем с завершением контракта сотрудников, достигших пенсионного возраста, нет. Другой вопрос, есть ли замена этим самым пенсионерам… Что касается зарплаты и пенсии, то дай Бог, чтобы эта сумма в совокупности вышла на среднюю цифру заработной платы в Казахстане — 382 279 тенге. А работать пенсионеры вынуждены, поскольку на 1 сентября этого года средний размер совокупной пенсии в стране составлял 131 872 тенге. Попробовала бы Министр соцзащиты прожить на эти деньги… Уж если речь зашла о карманах, то, по данным Бюро национальной статистики на 2023 год, средние заработные платы министров и их заместителей составляют около 1 миллиона 362,5 тысячи тенге. С таким кошельком легко рассуждать о безбедной жизни.
«Вот у меня спросили, буду ли я работать после достижения пенсионного возраста. Я говорю, что собираюсь работать. У меня есть возможность заниматься наукой или преподавать. И, соответственно, я в этих сферах могу работать, и тогда, если я не буду выходить на пенсию и буду работать, то буду жить только на зарплату, без пенсии», — пояснила глава Минтруда.
Видимо, чиновница рассчитывает на профессорскую зарплату. Не менее, поэтому и пенсия ей не нужна. Хотя так она сегодня говорит, пока в кармане каждый месяц по миллиону.
Виктор Германович Тейфель — руководитель лаборатории физики Луны и планет в Астрофизическом институте имени В.Г. Фесенкова, где он трудится с 1970 года, высказал предположение, что подобное заявление Министра соцзащиты связано с… «магнитными бурями и высоким максимумом солнечной активности, которые могут привести к некоторым глобальным и локальным сдвигам в мозговой деятельности», по крайней мере, у некоторых лиц, занимающих высокое государственное положение.
«Интересно, подсчитали ли эти «эксперты», какой урон это нанесет экономике, науке, образованию, здравоохранению, не говоря уже о моральном ударе по миллионам людей, честно заработавшим не такую уж шикарную пенсию и продолжающим, работая, платить налоги в бюджет. И где же тут Новый и Справедливый Казахстан?» — задается вопросом ученый.
Нам денег не надо! Работу давай!
Видимо, именно таких лозунгов ожидает чиновница от пенсионеров, иначе бы она не делала следующих выводов: «Если все казахстанцы скажут: «О! Классно, если кто на пенсии и работает, не платить пенсию, мы согласны. А кто хочет раньше выйти…»
А кто хочет раньше выйти? Это матери, которые воспитывают детей с инвалидностью, многодетные матери, лица, работающие в опасных и тяжелых условиях труда. Их несколько категорий. Поэтому здесь право выбора за обществом, и общество должно само обсуждать».
Однако, судя по ее заявлению, скоро у этого самого общества не будет права на выбор, если чиновник от соцзащиты протянет подобный закон в Парламент РК. Это, как с переводом времени. Люди кричат на всех углах: «Верните время обратно!». Даже петицию подписали необходимым количеством голосов, а в ответ их увещевают: стерпится — слюбится.
Проблему госрасходов за счет пенсионеров?
Депутат Асхат Аймагамбетов высказал предположение, что заявление министра выглядит как попытка решить проблему госрасходов за счет одной из самых уязвимых групп населения.
«Важно понимать, что многие пенсионеры и так получают минимальные выплаты, которых недостаточно для достойной жизни. Теперь даже этот скромный доход, гарантированный статьей 28 Конституции о праве на социальное обеспечение по возрасту, оказался под вопросом. Складывается впечатление, что ищут пути экономии там, где люди наименее способны возразить. Сначала были предложения сократить финансирование лечения онкобольных, затем — на хосписы и поддержку тяжелобольных, а теперь — на работающих пенсионеров», — написал он в своем Telegram-канале.
По словам мажилисмена, большинство пенсионеров продолжают работать не по желанию, а по необходимости, поскольку их доходов просто не хватает на базовые нужды. Экономить бюджет необходимо, но категорически нельзя трогать образование, здравоохранение, пенсии, пособия и зарплаты наших граждан.
«Форумы, праздничное оформление, строительство новых административных зданий, бессмысленное возведение огромных стадионов, зарплаты иностранных легионеров и другие подобные направления перекрыли бы дефицит», — считает депутат.
Итак, камень брошен, круги разошлись. Можно предположить, что высказанная Министром труда и соцзащиты идея — это коллективный разум Правительства РК, а потому к этой теме еще вернутся. И вряд ли через референдум, поскольку в этом случае его итог предсказуем.