Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЛичный счет

Почем корзина?

Стоимость продовольственной корзины казахстанцев выросла на 40 процентов. Об этом на 18-м Международном конвенте Мир торговли, прошедшем с 19 по 21 октября в Алматы, рассказала коммерческий директор компании Nielsen IQ Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева. 

По словам Мадины Сейсенгалиевой, два года назад казахстанцы в среднем тратили на продовольственную корзину 59 000 тенге в месяц. В 2023 году — уже 82 000 тенге, что на 40 процентов больше (согласно данным Бюро национальной статистики). 

“Цены на товары, которые составляют базу потребительской корзины, а это макароны, масло и так далее, растут гораздо быстрее, чем нам говорит об этом инфляция. Если посмотреть на непродовольственные товары, здесь картина такая же. Мы видим, что цены на мыло, шампунь, зубную пасту, стиральный порошок, то есть на товары, которые нужны нам постоянно, выросли более чем на 50 процентов за два года”, — рассказала Мадина Сейсенгалиева. 

А самая большая часть расходов казахстанцев в сфере услуг — аренда жилья — увеличилась более чем на 100 процентов. 

Высокая инфляция наблюдается в Казахстане на фоне положительного роста экономики страны в 2023 году, согласно данным Международного валютного фонда. Пока у мировой экономики самый низкий показатель роста за последние десятилетия, он составляет в среднем по миру три процента, рост экономики Казахстана, по прогнозу МВФ, составит 4,8 процента. Выше только у Китая (5,2 процента) и Индии (6,1). Для сравнения, в США — 1,8, Канаде 1,7, Европе 0,9 и в России 1,5 процента. То есть мировая экономика растет значительно более слабыми темпами. 

Заработная плата в Казахстане растет медленнее, чем инфляция и цены на продукты. Как показывает исследование, в мае 2023 года индекс продовольственных цен был на уровне 16,5, потребительских цен — 15,9, в то время как индекс номинальной заработной платы составил 12,9. 

Отсутствие финансовой безопасности ограничивает потребительскую способность покупателей. Уровень тревоги заставляет людей экономить и менять свои привычки. Если глобально сокращают свои расходы 55 процентов потребителей, то в Казахстане около 70 процентов стали осторожны в своих тратах и вынуждены экономить, даже имея стабильный заработок. 

“Сейчас в распределении расходов у покупателя на первом месте стоят продукты питания, чтобы еда была на столе, а все остальное он потихоньку сокращает. Самая интересная ситуация с осторожными покупателями. Их, я отмечу, в Казахстане большая часть. Несмотря на то, что инфляция 20 процентов, они увеличили свои расходы на потребительские товары всего на девять. То есть поменяли свои привычки, перешли на более дешевые бренды, собственные торговые марки, стали чаще искать промоакции и так далее”, — отметила Мадина Сейсенгалиева. 

Уровень жизни в Казахстане падает, при этом население страны растет большими темпами. За 10 лет прирост составил 16,9 процента. Средний возраст населения в Казахстане — 30 лет. При этом люди в возрасте от 16 до 45 лет составляют 41 процент, а дети до 15 лет – 31 процент. 

Конвент Мир торговли — это бизнес-событие, которое предназначено для организации переговоров ведущих закупщиков с поставщиками различных товаров, технологий и оборудования для ритейла. В этом году в мероприятии приняли участие закупщики из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и Грузии. 

Читайте в свежем номере: