Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
По доходам и налоги
ЭкономикаЛичный счет

По доходам и налоги

Изменения в Налоговый Кодекс активно обсуждают в Казахстане

Глава государства указал на необходимость перейти к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики. Эта актуальная тема волнует казахстанцев, потому что система налогообложения касается практически всех. Как сообщил на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК вице-министр национальной экономики Азамат Амрин по итогам изучения нововведений в Налоговый кодекс РК, предлагается дифференциация ставки корпоративного подоходного налога и не только. 

По словам Азамата Амрина, основной акцент сделан на справедливом налогообложении и упрощении процессов администрирования. Новые подходы и планируемые изменения предлагается отразить в концепции налоговой политики, а для единого толкования спорных вопросов планируется создать методический совет на уровне заместителя Премьер-министра. В работу совета будут привлечены НПП 

«Атамекен», эксперты и отраслевые госорганы. По словам заместителя главы Министерства национальной экономики (МНЭ) РК, базовая ставка в 20 процентов сохраняется. 

— Повышенная ставка в размере 25 процентов будет установлена для банковского сектора и игорного бизнеса. При этом, если банки кредитуют реальный сектор экономики, то по таким доходам будет применяться базовая ставка в 20 процентов, — ввел в курс дела Азамат Амрин. 

По его данным, ставка на уровне 10 процентов предлагается для производства продукции высокого передела, а также финансового лизинга и социальной сферы. При этом ставка на уровне три процента будет сохранена для сельхозтоваропроизводителей. 

Универсальные стимулы 

Наряду с этим всем категориям налогоплательщиков, вне зависимости от размера субъектности, будут предоставлены «универсальные» стимулы для инвестиций. 

— Предлагаются инвестиционные налоговые преференции в виде 100 процентов вычета затрат на приобретение/строительство зданий, сооружений, машин, оборудования, а также аналогичный вычет — на реконструкцию, модернизацию, капитальный и текущий ремонт. Для производства и реализации продукции собственного производства предлагается пониженная ставка подоходного налога. Для переработки сырья также будут предоставлены стимулы по НДС, предлагается отсрочка до одного года, — дал пояснения спикер. 

Со слов вице-министра, будут сохранены льготы по НДС для стандартных инвестиционных контрактов, специальных инвестиционных контрактов, лекарственных средств, сельхозтехники. 

В качестве дополнительных стимулов для инвестиций в науку предлагаются «супервычеты» по расходам на финансирование научных разработок в размере 300 процентов. Также предлагаются меры по поддержке стабильного уровня добычи на старых и малорентабельных месторождениях. Налогоплательщикам предлагается дать право уплаты альтернативного налога на недропользование вместо ряда других налогов при разработке истощающихся (зрелых) месторождений. 

При этом будут закреплены встречные обязательства по инвестированию налоговой экономии в месторождение и распределению высвободившихся денежных средств на социально-экономическое развитие региона, а не на дивиденды. 

Налоги для физических лиц 

Что касается налогообложения физических лиц, в новом Налоговом кодексе предусмотрена норма по освобождению от индивидуального подоходного налога пенсионных выплат из ЕНПФ. Также будет снижен налог для автомобилей старше 10 лет на 30 процентов, старше 20 лет — на 50 процентов. 

— Для реализации задачи по повышенному налогообложению предметов «роскоши» предлагаются повышенные ставки налога на имущество по объектам недвижимости совокупной стоимостью свыше 450 миллионов тенге, дополнительное обложение акцизом легковых авто таможенной стоимостью свыше 75 миллионов тенге, дополнительное обложение акцизом дорогостоящей алкогольной и табачной продукции, а также дорогостоящих морских судов, летательных аппаратов, — поделился информацией заместитель главы экономического ведомства. 

По его данным, также рассматривался вопрос упрощения уплаты платежей с фонда оплаты труда. Облагаемая база и порядок уплаты будут унифицированы. В части ставок предлагается оставить действующее законодательство. При этом норма по уплате единого платежа для микрои малого бизнеса сохраняется. 

Вице-министр рассказал о сокращении количества налогов и других обязательных платежей в бюджет минимум на 20 процентов. При этом он напомнил, что Президент страны отметил, что в новом Налоговом кодексе будут исключены платежи, где нет значимой фискальной отдачи, некоторые будут объединены. 

Как сказал Азамат Амрин, всего сегодня есть 12 налогов, все они соответствуют международной практике. Только единый земельный налог с крестьянских и фермерских хозяйств дублирует суть подоходного налога. 

— Предлагается перенести единый земельный налог (ЕЗН) в индивидуальный подоходный налог. Сам льготный режим для крестьян и фермеров сохраняется. Из 11 плат три предлагается исключить. Это платы за использование особо охраняемых природных территорий, размещение наружной рекламы и пользование лицензиями за занятие отдельными видами деятельности. Предлагается объединить три платы: за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесное пользование и за пользование животным миром. Будет одна плата — за использование природных ресурсов. Всего количество плат будет сокращено на 77, — пояснил спикер. 

Также, по его словам, предлагается сократить шесть видов сборов. По ним будут исключены 34 вида ставок. Также исключаются пять видов госпошлин, ставки по ним будут сокращены на 51. Это позволит выполнить задачу по сокращению количества налогов и платежей более чем на 20 процентов. 

Упорядочить налоговые льготы

Как стало известно, следующая задача — упорядочить налоговые льготы и сократить их объем минимум на 20 процентов. 

Совместно с госорганами, НПП «Атамекен», экспертами, экономистами проведена ревизия 739 льготных пунктов Налогового кодекса. По данным налоговых деклараций за 2022 год, их сумма составила 9,5 триллиона тенге. 

— Проанализировав, выявили, что 451 норма на сумму 3,3 триллиона тенге определена как льготы. 288 пунктов на 6,2 триллиона не являются налоговыми льготами. Это нулевая ставка НДС на экспорт товаров и на международные перевозки, перенос убытков, например. Сегодня предлагается отменить 93 налоговые льготы на более 300 миллиардов тенге. По 29 налоговым льготам на сумму более 400 миллиардов тенге будут ограничены сроки действия, — прокомментировал заместитель главы ведомства. 

Азамат Амрин также обратил внимание на одну из актуальных проблем — отсутствие информации. Только 132 льготы из 451 оцифрованы. В остальных формах налоговой отчетности нет соответствующих строк. Теперь льгота обязательно будет отражаться в формах налоговой отчетности. 

Плюс ко всему предлагается закрепить за соответствующим отраслевым госорганом обязательства по мониторингу показателей эффективности налоговых льгот. В качестве системных мер предлагается четкая регламентация понятия «налоговые льготы», порядка их предоставления, мониторинга, анализа, исключения. Все это будет регламентировано подзаконными актами. 

Меньше налоговых режимов 

Как пояснил Азамат Амрин, количество налоговых режимов для бизнеса предлагается оптимизировать, оставив только три режима. 

Первый — льготный режим для самозанятых с единым и минимальным платежом в четыре процента. Единый платеж будет включать ОПВ, социальные отчисления и взносы на ОСМС. Его можно оплачивать самостоятельно через приложение либо через платформу. Предельный доход — не более 1,25 миллиона тенге в месяц (340 МРП). Не обязательна регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. 

Второй режим: предлагается объединить действующую норму упрощенной декларации с розничным налогом, преобразовав в режим для малого бизнеса. Предлагаемый размер дохода не более 500 миллионов тенге в год, количество работников — без ограничений. То есть для 1,9 миллиона налогоплательщиков, которые применяют упрощенную декларацию, увеличится порог применения режима в 2,5 раза, порога по НДС — в шесть раз. Это стимул не скрывать обороты и не дробиться. 

— Список видов деятельности будет широким. Будут применять все, кроме некоторых запрещенных. Ставка налога – два процента (В2С) и восемь процентов (В2В). Если производство, то два процента независимо от вида операций. При этом они не являются плательщиками НДС. Индивидуальные предприниматели будут освобождены от ведения бухучета, — рассказал спикер. 

Третий режим — для крестьянских и фермерских хозяйств — предлагается оставить без изменений. Только вместо единого земельного налога будет уплачиваться ИПН. Для данного режима дополнительно предлагается ввести земельный налог по неэффективно используемым землям в 40-кратном размере от базовой ставки. Льготы для СХТП будут сохранены по каждому налогу по отдельности. 

Чтобы исключить намеренное дробление бизнеса, предлагается внедрение критериев: единый процесс оказания услуг, отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений, формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление. В случае выявления и доказательства таких фактов спецрежим аннулируется, налоги будут считаться в общеустановленном режиме. 

Новые сервисы по обслуживанию налогоплательщиков 

Вице-министр финансов Ержан Биржанов на площадке СЦК озвучил новость, что Комитет государственных доходов проведет дополнительное обучение для вновь зарегистрированных налогоплательщиков. Ликбез касается определения категории, цели режима и налоговых обязательств. 

— Это функция Комитета госдоходов, — напомнил спикер. 

По его данным, появятся новые сервисы. Будет активирована функция сервисных групп по оказанию услуг налогоплательщикам из отдаленных регионов или в сложных ситуациях. Эти группы будут вести консультации, функции определены в новом Налоговом кодексе. 

Еще одно новшество связано с пилотными проектами. Весь процесс регламентируется КГД. Прозрачность, рентабельность, пропорциональность и рациональность — основные принципы. По завершении пилотного проекта заключительная экспертиза должна быть опубликована в средствах массовой информации. Затем будет принято решение о реализации пилотного проекта. 

— Сколько пилотных проектов должно реализовываться в КГД одновременно, также предусмотрено данным регламентом. Большинство жалоб касается частых внедрений пилотных проектов и нагрузки на бизнес. По этой причине мы регламентируем процесс. Еще одно нововведение — будут применяться извещения и уведомления. Извещения будут направляться при образовании задолженности до 20 МРП. Если при взаиморасчете получателей возникают сомнения, то высылаются предупреждения. Уведомления разделены на два вида — информационно-предупредительного и обязательного характера, — резюмировал Ержан Биржанов. 

Стоит напомнить: глава государства 1 июля 2024 года подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)». 

Закон вступает в силу с 1 января 2025 года за исключением отдельных подпунктов, вступающих в силу с 1 сентября 2024 года. 

Читайте в свежем номере: