Хозяева гигантов мировой IT-индустрии стремятся превратить наемных работников в подобие рабов и роботов, лишенных сомнений, усталости и чувств. Свидетельств тому все больше. Обратимся лишь к некоторым примерам.
Идентификация идентификаторов
Американский топ-менеджер Сэм Альтман широко известен как генеральный директор компании OpenAI, занятой разработкой моделей имитации интеллекта (ИИ). Но его бизнес-интересы выходят далеко за пределы этой фирмы. В частности, в 2019 году на пару с Алексом Бланией Альтман основал Tools for Humanity — разработчика идентификаторов личности. Среди них напичканный электроникой шар размером с волейбольный мяч для сканирования радужки глаза человека.
О требованиях совладельца и гендиректора Tools for Humanity Алекса Блании к подчиненным рассказало в уходящем ноябре издание Business Insider. «Мы не провалимся, мы не станем чем-то посредственным, и это то, чего мы хотим, и это единственное, о чем я думаю каждый день, и о чем вы должны думать каждый день, и ничто больше не должно иметь значения, — вещает Блания на полученной Business Insider видеозаписи собрания в компании в феврале текущего года. — Если вам важно что-то другое, если вы хотите чего-то другого, вам просто здесь не место. Все очень просто. Нас не волнуют политика, инклюзивность и многообразие, нас ничего не волнует, мы просто думаем о том, как достичь миссии через заслуги, результативность и качество».
О миссии компании дает представление кадр февральского видео с экраном, на котором текст: «Мы очень (очень) трудолюбивы. Мы верим, что это уникальный проект, и что его успех важен для человечества. Поэтому мы работаем по выходным, мы всегда на связи, мы выжимаем максимум из того, что позволяют обстоятельства. В результате мы совершаем невозможное, уходим в отрыв и добиваемся успеха в миссии».
Среди других установок компании — она не «терпит медлительности и комфорта», в ней «нет места для болтунов, идеологий или политики». «Нам некогда беспокоиться о чувствах друг друга. Мы говорим то, что должно быть сказано», — наставляет руководство Tools for Humanity. По словам ее бывшего сотрудника, передавшего Business Insider видеозапись, все перечисленные сентенции принадлежат Алексу Блании, компаньону Альтмана.
Название Tools for Humanity означает «Инструменты для гуманизма (человечества, человечности, человеколюбия)».
Ультиматум подчиненным
После покупки в 2022 году соцсети Twitter самый богатый в мире миллиардер Илон Маск разослал новым подчиненным письмо-ультиматум: переходите на хардкорный режим работы, иначе уволю. По сообщению The Washington Post, чтобы остаться в Twitter, его сотрудникам было достаточно кликнуть «да» по ссылке в письме. Все, кто в течение суток после рассылки не давал согласия, подлежали увольнению с пособием в размере трехмесячной зарплаты. В письме Маск подчеркивал, что Twitter должен стать «чрезвычайно хардкорным».
В английском сочетании Hard Core Hard — жесткий, а Core — ядро. Выражение родилось как характеристика тяжелых композиций панк-рокеров. Синонимы слагаемых: Hard — сильный, мощный, крепкий, Core — сущность, суть, сердцевина. Смысловые синонимы хардкора в русскоязычной среде: в неформальном общении — кошмар, ужас, ад; на сленге айтишников — центральный элемент операционной системы; среди спортсменов — изнуряющая тренировка; как прилагательное — усиление понятий крайний, максимальный; в порнопродукции — самые откровенные сцены.
Еще до ультиматума Маск уволил нескольких разработчиков, которые публично критиковали нового владельца Twitter, и пятерых топ-менеджеров, в том числе генерального и финансового директоров. К началу ноября 2022-го, то есть к моменту завершения покупки соцсети, Маск уволил половину штата (около 3700 человек). Кроме того, он запретил удаленку.
К весне 2024-го трудовой хардкор докатился до другого высокотехнологичного гиганта Маска — компании Tesla, выпускающей электромобили с крутым цифровым функционалом. К середине апреля, по сообщениям изданий The Information и Electrek, из Tesla было уволено минимум 14 000 сотрудников (10 процентов штата), а в конце месяца — еще несколько сотен человек.
В том числе вице-президент по внешним связям Рохан Пател, главный директор фирменных зарядных станций Supercharger для электрокаров Ребекка Тинуччи, программный менеджер моделей электромобилей Tesla S, 3 и Y Дэниел Хо, старший вице-президент инженерного направления Дрю Бальино со своими командами. Пател отдал Tesla восемь, Тинуччи — шесть, Хо — десять, Бальино — около 20 лет жизни.
Оба упомянутых издания ссылались также на письмо, разосланное руководству компании Маском. Он настаивал на том, чтобы Tesla сокращала штат «абсолютно хардкорно», а менеджерам, чьи подчиненные не показывают «выдающихся результатов», тоже не место в компании. Агентство Bloomberg сообщало, что в общей сложности штат Tesla по итогам увольнений может уменьшиться на 20 процентов, то есть более чем на 20 000 человек.

Против 996 ложись плашмя
Тенденции к экстенсификации труда, то есть к повышению его количества у наемных работников, наблюдаются не только в Америке и не только в IT-индустрии. Например, также в ноябре оживился сооснователь индийского IТ-гиганта Infosys Нараяна Мурти. Он известен призывами к увеличению продолжительности рабочей недели и личным состоянием, по оценке индийского сайта Chegg India, 5,1 миллиарда долларов в 2025 году, а также поддержкой антироссийских санкций (в 2022-м Infosys ушел из РФ).
Год назад Мурти заявил, что все трудоспособные жители планеты должны работать по 70 часов в неделю и благодарить работодателя за один выходной. По предположениям индийских СМИ, год на эту тему Мурти молчал потому, что на закрытом совещании с представителями крупного отечественного бизнеса некто из высшего руководства Индии пожурил бизнесмена за подобный радикализм. Не исключено, что деликатным критиком мог быть премьер-министр Нарендра Моди.
В истекающем ноябре Мурти взялся за старое. На сей раз, как сообщило специализированное издание The Register, 76-летний миллиардер оценил идеальной 72-часовую рабочую неделю — шесть дней по 12 часов в день, правда, не для всей планеты, а только для Индии с населением 1,5 миллиарда человек. Для сравнения: в большинстве стран мира принята 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными.
При этом Мурти скромно умолчал, что слямзил идею трудового графика почти нон-стоп у Китая, где существует формула 996 — представители некоторых профессий работают в Поднебесной с 09.00 до 21.00 с понедельника по субботу включительно. Индийский миллиардер также помалкивает (возможно, просто не знает), что тысячи китайцев подавали иски на работодателей за то, что они заставляли трудиться их по схеме 996. Местные суды КНР признали такую практику незаконной, заручившись поддержкой Пекина.
Похоже, Мурти также не знает, что среди китайской молодежи вызрела субкультура lying flat (tang ping — «ложись плашмя»), которая отвергает 996 и в качестве протеста предлагает бросать официальную работу и даже учебу. Lying flat — неформальное социально-молодежное движение, возникшее весной 2021 года в ответ на непомерные и постоянно растущие требования к работникам, студентам и школьникам в КНР.
Поддерживающие tang ping китайцы отказываются от социального давления, культивирующего рвение к успеху на работе и в учебе, а также от потребления ради потребления. Суть tang ping — в минималистском подходе к жизни, то есть работать ровно столько, чтобы полученных денег хватало на базовые расходы.
* * *
Сколько в звездном небе серебра!
Завтра будет лучше, чем вчера!
Лучше, чем вчера, лучше, чем вчера,
Завтра будет лучше, чем вчера!
Корпоративная кадровая политика современных высокотехнологичных монстров укладывается и в старый советский анекдот.
Парень — девушке:
— Хочешь узнать мой секрет?
— Какой?
— Отдайся — расскажу.
Отдалась. Переспрашивает:
— Так какой же?
— Я встретил «голубого».
— И?
— Сначала он спросил меня: «Хочешь узнать мой секрет?».
