Пересмотреть контроль мобильных платежей, не превращать его в тотальный прессинг на МСБ и население потребовали мажилисмены фракции «Ак жол» в своем депутатском запросе на имя вице-премьера, министра национальной экономики Серика Жумангарина, который озвучил депутат Азат Перуашев.
— В обществе активно обсуждается вступивший в силу с нового года контроль мобильных переводов, что вызывает негативные ожидания со стороны предпринимателей и граждан. Фракция «Ак жол» на протяжении всего периода рассмотрения данного нововведения в 2023/24 годах неоднократно выступала с критикой позиции налоговых органов, приводила примеры мониторинга платежей в других странах и предлагала более либеральные формы такого контроля, который бы не приводил к тотальному давлению на граждан и малый бизнес.
После расширенного заседания тогда еще нового правительства 7 февраля 2024 года вице-премьер Нурлан Байбазаров сообщил, что «подходы к контролю мобильных переводов будут пересмотрены, есть поручение пересмотреть этот вопрос, еще раз детально обсудить механизмы и критерии». Однако вопреки обещанию подходы так и не поменялись и вступили в силу в крайне дискомфортном для бизнеса и населения виде, отметил Перуашев.
Более того, по его словам, «уже на этапе обсуждения данного нововведения в 1-м квартале 2024 года Нацбанк сообщал о падении мобильных платежей на 30 процентов. И сегодня малый бизнес все чаще переходит на наличные платежи». Между тем, по мнению таких экспертов, как Олжас Байдельдинов, «тотальный контроль платежей повторяет турецкую модель, которая привела к формированию двойного курса национальной валюты, когда оплата безналом стала на 10 процентов дороже оплаты наличными. И это служит также одним из источников галопирующей инфляции в этой стране».
— Такое давление грозит существенными экономическими и социальными издержками для бизнеса и материального положения наших граждан. Поэтому фракция «Ак жол» в очередной раз предлагает пересмотреть формат контроля мобильных переводов, опираясь на лучший зарубежный опыт, — заявил мажилисмен.
В частности, по его словам, «в соседней России с 2020 года мониторингу подлежат только лица, получающие более 30 переводов в день, при этом каждый платеж должен быть более 1 тысячи рублей, а общая сумма таких платежей должна составлять более 1 миллиона рублей в месяц, что эквивалентно 5,5 миллиона тенге».
— У нас же под контроль подпадают абсолютно все платежи, включая самые мелкие, с общей суммой в 255 тысяч тенге, то есть в 20 раз меньше, чем в РФ. Кому и какой толк от такого огромного массива ненужной информации? Понимая обязанность бизнеса оплачивать налоги, в то же время фракция «Ак жол» считает необходимым установить нижний предел платежа, подлежащего мониторингу, от 3-5 тысяч тенге и более. Что касается определения общей суммы платежей в месяц, считаем заявленный порог в 255 тысяч тенге неадекватным нашим реалиям. Сумму платежей нельзя считать чистой прибылью предпринимателя, — возмутился Азат Перуашев.
Иными словами, «на практике рентабельность малого бизнеса составляет 15-20 процентов, и с оборота в 255 тысяч тенге (три МЗП) прибыль составит 50-60 тысяч тенге, то есть даже меньше минимальной зарплаты. Для того, чтобы чистая прибыль составила вышеуказанные 255 тысяч тенге, оборот предпринимателя должен быть более 1 миллиона тенге в месяц». В связи с этим депутаты фракции предлагают ввести мониторинг мобильных платежей начиная с суммы в 1 миллион тенге в месяц.
— А поскольку предыдущий министр экономики вопреки поручению президента не выработал более эффективный формат контроля переводов, предлагаю вернуться к данному вопросу и хочу отметить, что малый и микробизнес — это обычные люди, которые честно работают в маленьких магазинчиках, кафешках или оказывают мелкие услуги. Не они воруют из бюджета, не они выводят в офшоры миллиарды. Если такой предприниматель заработает лишние 10-20 тысяч тенге, он эти деньги оставит в стране. К примеру, купит ребенку одежду или немного расширит свой малый бизнес. Не там вы ищете олигархов, господа чиновники. Ищите тех, кто ворует миллиарды, — заключил мажилисмен.
В ходе недавнего заседания правительства заместитель премьер-министра РК Тамара Дуйсенова заметила, что «данная норма еще не утверждена окончательно».
— Сейчас ее рассматривают специалисты нашей сферы, работают соответствующие государственные органы. Мы собираемся высказать свое мнение по этому вопросу Министерству финансов. По данному вопросу работает консультативная группа специалистов, чтобы выработать единую позицию. Предварительно пока не могу сказать, какой будет эта позиция, но этот вопрос на стадии обсуждения, — сообщила она.