Против «черной пятницы» выступают жители Костаная. В этом году это долгожданное для некоторых событие выпадает на 24 ноября. Однако для мусульман Костанайской области оно оказалось наболевшей темой
Кошмар в божий день
В прошлом году верующие уже обращались к акиму области с заявлением, называя эту акцию «богохульством». В тот период с предпринимателями даже провели специальные беседы, но дальше них дело не пошло. Теперь религиозные граждане надеются, что их услышит сам Президент.
Их смущает, что пятница - благословенный, священный день недели для всех мусульман. В этот день верующие всего мира спешат в мечеть для поклонения Всевышнему. Но этот праздник, по их мнению, омрачается «черной пятницей», которую казахстанские магазины позаимствовали из Америки. Костанайцы уточняют, что против США они ничего не имеют, но в Казахстане должны задуматься, потому что люди в этот день теряют человеческий облик.
«Как правило, в торговых центрах в этот день события происходят следующим образом: ранним утром продавцы и охранники, открыв двери, убегают изо всех сил в безопасное место, так как толпа людей, простоявших у дверей с вечера предыдущего дня, стремительно врывается и набрасывается на полки с товарами. При этом происходят скандалы, драки, есть случаи затаптывания упавших. Из-за палки колбасы, косметики, телевизора, смартфона, брендовой одежды или обуви люди готовы убить друг друга, что порой и происходит. В этот день люди стараются не упустить возможности купить товар со скидкой. Многие не отдают отчет в своих действиямх, что сопровождается неадекватным поведением. У людей проявляются самые низменные и худшие качества, они теряют человеческий облик. В результате многие обзаводятся массой ненужных вещей и потом не знают, что с ними делать», - говорится в обращении.
По мнению людей, «черная пятница», а также «Каspi жұма» пагубно влияют на умы подрастающего поколения.
Они считают, что эти названия в целом оскорбляют чувства мусульман и очерняют священный день - жұма. Поэтому, как пишут люди в письме к Касым-Жомарту Токаеву, в стране вообще надо запретить такие распродажи.
«Обращаемся к вам как к главе государства с просьбой запретить на территории Республики Казахстан всем торговым центрам и интернет-магазинам проводить распродажи под названиями «черная пятница», «Каspi жұма». Поменять день распродаж и запретить использовать для рекламных целей название дня - жұма», - просят верующие.
Они надеются, что Президент их поддержит и уже в этом году распродажи в пятницу отменят.
Американцы солидарны?
Не только в Казахстане «черную пятницу» считают оскорбительной. И не только верующие. Сами американцы в последнее время высказывают возмущение этой акцией. Недавно американские студенты усомнились в том, что это название звучит уважительно по отношению к темнокожим жителям планеты. С ними солидарно американское издание Chicago Tribune. Оно призвало переименовать «черную пятницу». В качестве альтернативы были предложены нейтральные названия для последней пятницы ноября, когда в США традиционно устраиваются масштабные распродажи - день праздничных покупок, день расходов, день зеленых банкнот или день платежных карт.
Инициативу оценили положительно. Студенты университета Флориды, опрошенные газетой об образовании Campus Reform, согласились с тем, что название этого дня необходимо изменить.
Одни таким образом напоминают о важности равенства людей, другие заявляют, что «черная пятница» просто звучит оскорбительно. Однако были и те, кто полагает, что изменение названия никак не исправит в лучшую сторону положение чернокожих людей в США.
В ходе опроса репортеров Campus Reform студенты, впрочем, быстро меняли свое мнение, когда им объясняли, что в словосочетании «черная пятница» нет никаких отсылок к различию между представителями различных рас.
Дело в том, что впервые это обозначение было использовано во время финансового кризиса в США. В тот день (24 сентября 1869 года) курс золота упал на 30 процентов из-за массового вброса драгметалла на рынок Казначейством США. В 60-х годах XX века его стали использовать в Филадельфии для обозначения сильных пробок на дороге, которые следовали на следующий день после Дня благодарения, а именно - в пятницу. После термин начали использовать полицейские, которые должны были обеспечивать безопасность в день начала распродаж. Однако более распространенная сейчас трактовка связана с идиомой in the black, что в переводе означает «положительный баланс» для продавцов.
При этом многие американские студенты утверждают, что не будут участвовать в распродажах «черной пятницы» - по их словам, они не хотят поддерживать принципы капитализма и становиться членами общества перепотребления.
Последний шанс
Солидарно с противниками общества потребления оказалось британское издание The Independent. Недавно оно опубликовало колонку, в которой назвало настоящим «злодеем «черной пятницы» не кишащую толпу, в которой нередко погибают люди (есть даже веб-сайт «Счетчик смертей в «черную пятницу»), а экономическую систему, которая заставляет покупателей в отчаянии бороться за материальные блага и ресурсы ради прибыли крупного бизнеса.
В Ирландии между тем обеспокоены проблемой экологии и углеродным следом, который оставляет после себя «черная пятница». Большинство ее участников в наше время делают заказы онлайн и оформляют доставку либо в пункты выдачи, либо к себе домой. Согласно исследованиям, приведенным в издании Irish Examiner, гораздо меньше вреда экологии наносит самостоятельный поход в магазин за товарами, ведь тогда их не запечатывают в специальную полиэтиленовую упаковку, которую сразу же после снятия отправляют на свалку.
В Казахстане «черная пятница» появилась не так давно, примерно девять лет назад. Наши соотечественники тоже нередко критикуют идею массовых распродаж. Их, однако, больше волнуют цены на товары, чем перспектива оказаться винтиком в машине капитализма.
Пользователи соцсетей жалуются, что недобросовестные ритейлеры и бренды за несколько недель до дня распродаж сильно завышают цену, а после якобы снижают на 90 процентов.
Но при всем этом для некоторых казахстанцев «черная пятница» - единственная возможность приобрести дорогостоящие товары с рассрочкой на два года. Иного способа приобретения у них попросту нет из-за отсутствия финансов. В любом случае, у противников каких-либо мероприятий всегда есть выбор в них не участвовать…
Фото Талгата Галимова